Топливный насос высокого давления (популярная аббревиатура — ТНВД) — обязательный элемент блока подачи топливной смеси, который направляет бензин / дизельное топливо прямо в цилиндр. Агрегат может быть многопоршневым, распределительным и главным, применяется на дизельных и бензиновых двигателях внутреннего сгорания.
Ниже мы подробно рассмотрим характеристики и устройство детали, поговорим о классификации, назначении, основных неисправностях и других моментах. Отдельно дадим описание ТНВД в автомобиле Камаз, симптомы его неисправности и рекомендации по ремонту.
- Что такое топливный насос высокого давления в дизеле, назначение
- Классификация и устройство ТНВД
- Многоплунжерные
- Распределительные
- Магистральные ТНВД системы Common Rail
- Дозировка топлива в ТНВД
- Уровень давления и коэффициент сжатия
- ТНВД в Камазе
- Использование насосов высокого давления в бензиновых двигателях
- Основные неисправности, их причины, ремонт ТНВД
- Итог
- Принцип работы ТНВД
Что такое топливный насос высокого давления в дизеле, назначение
Топливный насос, являющийся неизменным элементом автомобиля, предназначен для подачи топлива непосредственно к форсункам, а иногда и в топливную рампу. После этого дизельное топливо / бензин распыляется и воспламеняется в полости цилиндра.
Проще говоря, топливный насос высокого давления необходим для создания оптимального давления, которое должно быть выше, чем сжатие, создаваемое внутри камеры сгорания. В среднем это значение колеблется от 200 до 2000 бар в зависимости от типа, конструкции и других характеристик.
Классификация и устройство ТНВД
Конструктивно ТНВД бывает нескольких типов, которые имеют схожий принцип работы и разную конструкцию. Рассмотрим подробнее каждый из типов.
Многоплунжерные
Особенность — наличие индивидуальных плунжеров для каждого цилиндра. Эти типы насосов бывают двух типов:
- Тип V: устанавливается под углом 75-120 градусов в 2-х рядной конструкции;
- Ряды: собирают в один ряд и кладут рядом друг с другом.
В рядных насосах топливо подается в форсунки двигателя по определенному алгоритму с использованием механической трансмиссии и кулачков. Последние управляют парой поршней и обеспечивают их движение.
Когда поршень опускается, топливо всасывается и давление повышается вверх, а затем подается топливо. Время открытия рассчитывается с помощью ЭБУ, который получает команды от нескольких датчиков, которые контролируют положение педали акселератора и частоту коленчатого вала.
В насосах с V-образным впрыском поршень перемещается вместе с направляющими, которые воздействуют на элемент втулки. Благодаря этому устройство занимает меньше места, имеет большую жесткость, более короткий распредвал и более высокое давление подачи топлива.
Распределительные
В таких топливных насосах высокого давления предусмотрен один или два поршня, которые подают топливо непосредственно в камеру сгорания. Количество цилиндров 4-12. Насосы высокого давления распределительного типа популярны в легковых автомобилях, так как они быстрее изнашиваются на грузовиках. Этот тип насоса чаще всего встречается на бензиновых двигателях.
Поршневой привод выполнен в виде вращающегося кулачкового механизма терминального типа с внешним приводом. Последний вариант наиболее популярен, так как для него требуется всего лишь пара поршней. Внешне приводные системы практически не используются из-за низкой надежности.
Поворотные приводы имеют только одну секцию подачи топлива и от двух до четырех пар поршней. Здесь нет отдельных втулок, потому что они выглядят как дырочки в распредвале ТНВД. Что касается особенностей работы, то они очень похожи на финальную версию.
Магистральные ТНВД системы Common Rail
Название предполагает, что этот тип насоса используется в системе CommonRail, что означает сбор топлива в топливной рампе перед его отправкой в форсунки. Система имеет до трех плунжеров высокого давления. Поршневой механизм приводится в движение вращающимся валом и пружиной. В определенный момент кулачок воздействует на пружину, а также на поршень, что приводит к увеличению объема над поршнем.
Вышеуказанные действия приводят к вакууму в камере, открытию клапана и подаче топлива.
При повышении давления клапан закрывается и клапан движется в обратном направлении с параллельным сжатием топлива. При достижении необходимого уровня открывается специальный клапан и подается топливо.
Дозировка топлива в ТНВД
При изучении ТНВД двигателя необходимо учитывать особенности агрегата с позиции подачи топливной смеси. По принципу дозирования это:
- смешанный.
- устранять узкие места в поставках;
- с отсечкой в финальной фазе;
На дизельных двигателях, как правило, применяется первый вид дозирования с остановкой и использованием перепускного клапана. Последний работает после повышения давления выше определенного уровня, отправляя определенную часть топлива в основной бак.
В ТНВД распределительного типа используется второй вариант с дросселированием. Здесь определенный объем смеси из основного контура направляется во всасывающий бак. Количество топлива регулируется муфтой или электромагнитным клапаном, который перемещает неподвижное кольцо в определенное положение.
Регулировка подачи топлива:
- механический / электронный;
- пружина (с закрытием дозатора).
В новых автомобилях для снижения расхода топлива используется ЭБУ, который следит за настройками насоса и сообщает об ошибках в случае неисправностей.
В его функции входит расчет дозировки для каждого клапана. После ремонта ТНВД данные стираются, что может потребовать новой настройки. Регулировку следует проводить с помощью специальных креплений и с привлечением специалистов.
Уровень давления и коэффициент сжатия
Эффективность топливного насоса зависит от правильной дозировки, правильного выбора времени подачи топлива в камеру сгорания и создания необходимого давления. Здесь выделены следующие параметры для различных ТНВД:
- На бензиновых двигателях — 3-11 МПа.
- Магистраль: до 135-200 МПа. Давление усилилось с развитием технологий и появлением новых поколений. Например, системы первого поколения работали при давлении 17–135 МПа, а последнее (4-е) — 23–200 МПа.
- Линейный — 55-135 МПа, в редких случаях от 15 МПа.
Важным моментом в работе дизельного двигателя является степень сжатия.
При расчете коэффициента учитывается отношение объема цилиндра (максимальный параметр) к размеру камеры, когда поршень находится вверху. Средняя степень сжатия составляет от 18: 1 до 22: 1. Эти показатели учитываются вместе с давлением ТНВД и другими параметрами двигателя.
ТНВД в Камазе
Грузовик Камаз занимает лидирующие позиции на российском рынке и значительно отстает от конкурентов в других странах мира. В основном в линейку легковых автомобилей входят грузовики с дизельными и турбированными двигателями. Функционально назначение ТНВД в Камазе не отличается от других грузовиков. В его обязанности входит подача топлива к форсункам, создание необходимого давления и дозировки, определение времени подачи и очистка топливной смеси.
В зависимости от модификации ТНВД Камаз может отличаться. Практически на всех автомобилях этого производителя используются двухрядные V-образные насосы. Конструктивно они имеют 8-секционную конструкцию, по четыре в ряду. Такие устройства работают по механическому принципу и в сочетании с коленчатым валом.
Конструктивно ТНВД КамАЗ состоит из следующих узлов:
- Толкатели плунжеров.
- Арматура: предназначена для слива / подачи топлива.
- Датчики, устройства контроля и управления топливным насосом.
- Корпус, который закрывает и защищает остальные узлы.
- Пружины — Помогают перемещать поршень в цилиндр и передавать энергию кулачка на толкатели плунжера.
- EM-клапан для закрытия процесса кормления.
- Базовый элемент (пара поршней) установлен в своих секциях.
Работоспособность этого КамАЗ-элемента обеспечивается работой электроники, которая обеспечивает своевременную подачу и оптимальное давление ТНВД. При этом снижается расход топлива, гарантируется его 100% сгорание и, как следствие, высокий КПД.
Топливный насос КамАЗ работает по следующему принципу:
- Воспламенение топлива.
- Поршень закрывает впускной клапан и увеличивает давление.
- Открытие всасывающего клапана и запуск нового цикла.
- Передача энергии от коленчатого вала к кулачку.
- Перемещение поршня с помощью пружин и его движение.
- Удалите излишки топлива и верните поршень в исходное положение.
- Стартер вращения распределительного вала и толкатели.
- Работа клапана форсунки и подача топлива.
Как видите, принцип работы ТНВД КамАЗ классический, что упрощает обслуживание и облегчает ремонт агрегата в случае поломки.
Использование насосов высокого давления в бензиновых двигателях
У многих автовладельцев существует стереотип, что ТНВД используется только на дизельных двигателях. Это не так, потому что высокое давление может также потребоваться в бензиновых двигателях внутреннего сгорания с прямым впрыском.
Например, на двигателях с системой GDI устанавливается топливный насос, когда топливо подается непосредственно в цилиндры. Такие двигатели требуют заправки качественным бензином с высоким октановым числом.
Не рекомендуется использование топлива с присадками, так как это может привести к ошибкам в работе ТНВД и снижению его КПД. Конструктивно механизм на моторах GDI состоит из следующих элементов:
- внутренняя полость;
- руководитель отдела сбыта;
- автоматическое продвижение впрыска бензина.
- регулирующий клапан низкого давления;
- разъем и бабочка для отвода топлива;
- EM клапан остановки подачи топлива;
- устройство регулятора вращения;
- насос низкого давления;
Ошибка многих владельцев бензиновых авто с ТНВД — экономия топлива, из-за чего дорогой механизм быстро выходит из строя.
На первом этапе образуются потертости поршней, а внутри можно заметить красноватый оттенок, похожий на коррозию. Первыми признаками неисправности могут быть снижение мощности и затруднение запуска. В этих случаях необходимо обратиться в СТО для ремонта. Подробнее на этих вопросах мы остановимся ниже.
Основные неисправности, их причины, ремонт ТНВД
Топливный насос — сложный агрегат, который может выйти из строя при работе. Как уже отмечалось, причиной проблем может быть низкий уровень топлива, и плунжеры поражаются первыми. В этом случае симптомы поломки очень похожи на характерные для двигателя.
Неисправность ТНВД проявляется следующими симптомами:
- потеря мощности;
- нестабильность ДВС на малых оборотах;
- подозрительные шумы и т д
- увеличение потребления;
- перегрев мотора;
- появление дыма в выхлопной системе;
- утечка топлива;
К основным причинам неисправности можно отнести:
- Проблемы с уплотнением и герметизацией ТНВД.
- Износ подшипников из-за дефекта или естественного старения.
- Повреждение возвратной пружины поршня.
- Уменьшенный люфт в парах поршней.
- Загрязнение топливного фильтра и, как следствие, попадание грязи в топливный насос.
- Ошибки в работе клапана ТНВД.
- Попадание воды в дизельное топливо, что приводит к снижению ресурса агрегата и необходимости замены ТНВД.
- Бедный дизель.
- Коррозия поршней из-за высокого содержания воды в топливе.
- Неисправность устройства: трещины, нарушение целостности подшипников, заедание гильзы поршня.
При подозрении на неисправность необходимо проверить наличие влаги в парах плунжеров, измерить в них давление и проверить датчики, подающие команды на ЭБУ. Кроме того, важно проверить систему на предмет утечек топлива и замерзания насоса. Наиболее эффективный контроль — в условиях АЗС, где для выполнения работ используется специальная опора.
В случае замены необходимо приобрести ТНВД и следовать инструкциям производителя. Для продления срока службы механизма рекомендуется:
- поддерживать высокий уровень топлива в баке;
- покупка качественного дизельного топлива;
- использование специальных присадок к некачественному дизельному маслу.
- ежегодная промывка топливной системы;
- использование зимнего дизеля в холодное время года;
- зимой прогрейте двигатель перед поездкой;
- своевременная замена топливного фильтра;
Вышеуказанные меры позволяют продлить срок эксплуатации ТНВД и обеспечить его нормальную работу.
Итог
трудно переоценить важность топливного насоса, который подает дизельное топливо или бензин под нужным давлением. Неисправности этого агрегата сразу сказываются на динамических характеристиках, расходе топлива и безопасности эксплуатации. Именно поэтому автовладельцу необходимо знать характеристики этого агрегата, принцип работы и распознавать поломки с течением времени.