Торможение двигателем, когда можно, а когда нет

Моторный тормоз — это замедление автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Кто-то использует этот метод, чтобы остановить машину, чтобы сэкономить топливо, кто-то таким образом спасает жизнь тормозным колодкам.

Однако, как утверждают специалисты, такое торможение приходит на помощь при заносе при движении по скользкой дороге или в гористой местности и даже может спасти жизни при проблемах с тормозами. Как бы то ни было, у этого явления есть как достоинства, так и недостатки, о нем мы сегодня и поговорим.

Что такое торможение двигателем

Тормоз двигателя

Распространенное выражение характеризует снижение скорости движения по дороге за счет отпускания педали акселератора при включении передачи. Этот тип торможения также называется принудительным холостым ходом.

Для лучшего понимания процесса покажем все на простом примере. Автомобиль, движущийся, например, на 3-й передаче, приближается к светофору. Его водитель, видя, что он вот-вот покраснеет, убирает ногу с педали акселератора, что заставляет автомобиль двигаться накатом, его скорость уменьшается. Следовательно, перед светофором водителю достаточно лишь слегка нажать на педаль тормоза, чтобы автомобиль остановился. Оказывается, процесс торможения происходит за счет постепенного снижения передачи и уменьшения количества оборотов двигателя.

Другой пример, как говорится, «на пальцах»: при движении в городской среде, где плотный поток машин, водитель включает первую передачу, машина трогается с места. После нажатия на педаль акселератора ТК ускоряется сильнее, поэтому водитель убирает ногу с педали акселератора — машина сразу же тормозит, но это происходит не из-за тормозов, а из-за двигателя. Тормоз двигателем имеет место.

Многие ошибочно полагают, что замедление в данном случае связано с процессом трения. Исключением из этого правила являются дизельные электростанции, где нет дроссельной заслонки. У бензиновых двигателей скорость уменьшается из-за перекрытия впрыска топлива. Водитель перестает нажимать на педаль акселератора, прекращается подача топлива в двигатель, а значит, он больше не передает свою энергию трансмиссии.

Снижение скорости происходит из-за сопротивления инерции, которое пытается увеличить вращение коленчатого вала. Уменьшается количество оборотов, появляется кардинально противоположный эффект: через вращающиеся колеса, а также через коробку передач в двигатель подводится энергия.

Полезное:  Катафалк, ритуальный автобус, харакетеристики автобусов на похороны

Коленчатый вал работает принудительно, из-за механических потерь уменьшается скорость карданной передачи, увеличивается сопротивление внутри цилиндров и уменьшается скорость движения. Оказывается, торможение автомобиля происходит из-за двигателя.

Случаи, в которых необходимо торможение двигателем

Торможение двигателем, когда можно, а когда нет

По мнению опытных автомобилистов, веских причин для торможения двигателем всего три:

  • Скользкая дорога. На таком дорожном покрытии высок риск заноса автомобиля даже при исправной системе ABS. Именно экстренное торможение двигателем поможет сохранить устойчивость и управляемость автомобиля.
  • Отказ тормоза. Это уже ЧП, при котором необходимо постепенно, шаг за шагом, переключать передачу с высшей на первую. Чтобы полностью остановить автомобиль, нужно задействовать ручной тормоз или просто выключить двигатель, повернув ключ зажигания в обратную сторону.
  • Долгие спуски. В этой связи отметим, что чем ниже передача, тем эффективнее будет торможение. Это не приводит к повреждению блока управления, а также исключает риск перегрева тормозов. Дело в том, что при слишком длительном нажатии на педаль тормоза колодки могут перегреться до предела, что чревато весьма неприятными последствиями, такими как снижение эффективности торможения и даже выход из строя всей тормозной системы.

Как правильно тормозить двигателем на механике

На автомобиле с механической коробкой передач выполнить торможение двигателем несложно, достаточно действовать по определенному алгоритму. Есть два типа торможения: нормальное и так называемое прогазовое. В первом случае нужно действовать следующим образом:

  • затянуть сцепление;
  • включить 3-ю передачу;
  • снимите ногу с педали акселератора;
  • постепенно, по мере замедления автомобиля, понижайте передачу сначала на 2-ю, а затем на 1-ю.

Важный

Если перед включением моторного тормоза автомобиль движется на более высокой передаче, скорость необходимо снизить ровно после третьей. При резком переключении на пониженную передачу велик риск блокировки колес и потери управления, машина может просто повернуть. К тому же нагрузка на двигатель и коробку передач будет огромной, что чревато их преждевременным выходом из строя.

Второй метод, называемый продувкой, характеризуется меньшим повреждением ключевых узлов и агрегатов автомобиля. Смысл его в том, что при плавном переходе на пониженные передачи сначала выжимается сцепление, включается нейтральная передача, подается немного газа, и только потом включается следующая пониженная передача.

Полезное:  Коробки передач МКПП и АКПП

Правильная работа газом и сцеплением

Для наглядности опишем последовательность работы газа и сцепления, а также объясним, как выбирать передачу при торможении от двигателя. Таким образом, автомобиль движется со скоростью около 75 км в час на 4-й передаче.

Для постепенного торможения необходимо нажать на сцепление, включить 3-ю передачу и подождать, пока автомобиль постепенно замедлится. После этого нужно снова нажать сцепление, переключиться на 2-ю передачу — снижение скорости станет более заметным.

Следующим шагом является повторное нажатие педали сцепления, включение первой передачи и дальнейшее снижение скорости до полной остановки автомобиля. Важно помнить, что чем ниже передача, тем интенсивнее торможение.

Как правильно тормозить двигателем на АКПП

Тормоз двигателя

С моторным тормозом в автомобиле с автоматической коробкой передач все намного проще.

Вам просто нужно убрать ногу с педали акселератора, остальное сделает сама «машина». Он выберет необходимую скорость торможения, снизит передачи с правильными интервалами в правильной последовательности и остановит автомобиль без участия водителя.

Последствия для узлов и деталей автомобиля

Нет критических последствий торможения двигателем для компонентов автомобиля. Единственный минус — когда скорость упадет до 20 км в час, машина просто остановится. Однако есть и другое мнение, свидетельствующее о негативном влиянии обратных нагрузок на силовую установку.

Некоторые специалисты говорят об увеличении разрежения во впускном коллекторе, в результате чего увеличивается нагрузка на систему вентиляции. Кроме того, при частом торможении двигателем увеличивается риск утечки смазки, попадания в коллектор и цилиндры, что приводит к образованию нагара на свечах зажигания и т.д.

Выводы

В некоторых ситуациях аварийный моторный тормоз — единственный способ избежать аварии. Но переборщить с этим методом не стоит, ведь предусмотрена тормозная система, позволяющая останавливать машину в нормальных условиях, и об этом нельзя забывать.

Полезные функции торможения двигателем

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Загрузка ...
Carsaround.ru