Воздушные, масляные и топливные фильтры грузовика — это специальные устройства, предназначенные для очистки воздуха, жира или топлива от ненужных элементов, пыли и мусора. Благодаря их действию обеспечивается нормальная работа силового агрегата, а его ресурс обширен. Ниже мы рассмотрим, каковы характеристики таких фильтрующих элементов, какие функции они выполняют и когда их правильно модифицировать.
Назначение систем фильтрации
Фильтр для грузовиков — это специальное устройство, которое в зависимости от типа очищает воздух, масло или топливо. Независимо от вида к таким элементам предъявляются строгие требования:
- способность выполнять функции в критических ситуациях;
- минимальное сопротивление маслу / воздуху / топливу;
- высокое качество используемых материалов;
- быстрое удаление крупных и мелких частиц и т д
- надежность;
- эффективность очистки;
- компактность;
В грузовиках есть несколько типов фильтров, которые определяют их назначение. Например, масло очищает смазку двигателя, воздух — воздух, поступающий в двигатель, и топливо — удаляет ненужные примеси из топлива.
Также есть другие фильтрующие элементы, твердые частицы, салон и прочее. Все эти устройства имеют определенный ресурс и требуют периодической замены. Сроки проведения этих работ регламентируются заводом-изготовителем и прописаны в инструкции по эксплуатации.
Из чего состоят и как работают фильтры в грузовиках
Обычно фильтрующие элементы состоят из корпуса и самого фильтра, через которые проходит воздух, топливо или масло. Характеристики этих продуктов могут отличаться в зависимости от типа.
Воздушные фильтры
Большинство грузовиков оснащено дизельными двигателями, которые работают на пределе и требуют большого количества воздуха. При работе в неблагоприятных условиях могут присутствовать посторонние элементы, такие как песок, пыль, элементы горных пород и прочее. Их попадание в двигатель недопустимо, поскольку может привести к поломкам и необходимости капитального ремонта.
Предусмотрены воздушные фильтры, чтобы избежать проблем. Они очищают поступающий поток от примесей, тем самым увеличивая ресурс двигателя и, как следствие, общий пробег грузовика. Чтобы получить желаемый результат, эффективность фильтрации должна быть максимальной, чтобы гарантировать удержание даже мельчайших частиц.
Конструктивно деталь состоит из двух элементов:
- Корпус воздушного фильтра. Он может состоять из нескольких компонентов и чаще всего является съемным.
- Элемент фильтра. Он выполняет основную функцию по уборке всех видов мусора.
В грузовом транспорте все фильтры имеют относительно большой разъем и оснащены специальными крышками для большей устойчивости к негативным воздействиям. КПД таких агрегатов должен быть максимальным, чтобы защитить двигатель от попадания постороннего мусора.
Работа владельца — следить за состоянием детали и периодически заменять ее. Признаки загрязнения включают снижение мощности двигателя и увеличение его «жадности». Это связано с тем, что поры фильтра забиваются и хуже пропускают воздух, что вызывает перебои в работе силового агрегата.
Масляные фильтры
Эти фильтрующие элементы предназначены для удаления загрязнений из моторного и трансмиссионного масел, а также из гидравлических жидкостей, обеспечивающих нормальную работу автоматической коробки передач. Работа таких деталей настроена на удаление из масла посторонних элементов, а также на сохранение свойств смазки в течение длительного времени.
На сегодняшний день используются три схемы применения масляных фильтров в грузовых автомобилях:
- Полный сток. Используется фильтрующий элемент, пропускающий масло до 100.
- Частичный поток. По этой схеме через фильтр проходит только часть масла, но сам процесс очистки проводится в несколько циклов.
- Комбинированный. Комбинируйте различные методы очистки, сочетая преимущества полнопоточной и частичной схем.
Последний вариант более эффективен, поэтому его чаще всего рекомендуют к применению специалисты. В то же время частота смены смазки увеличилась на 100%, что позволяет сэкономить на обслуживании грузовика.
Стандартный масляный фильтр двигателя / трансмиссии / автоматической трансмиссии состоит из следующих компонентов:
- специальный пористый и прочный бумажный фильтр;
- клапан: байпасный, невозвратный.
- корпус с разборкой или без;
Продукты, представленные на рынке, различаются по принципу действия. Он может быть центробежным, гравитационным и механическим. Вне зависимости от вида нужно быть внимательным при выборе и избегать подделок.
Топливные фильтры
Задача агрегата — удалить посторонние элементы из дизеля или бензина. При отсутствии топливного фильтра или при его загрязнении посторонние элементы попадают в камеру сгорания, форсунки и другие элементы двигателя. В результате эффективность и срок службы этих деталей снижаются, и в эксплуатации грузовика возникают различные проблемы.
Процесс очистки дизеля или бензина происходит в несколько этапов:
- Первичная фильтрация в резервуаре.
- Удаление мусора в фильтре грубой очистки.
- Тонкая фильтрация и удаление мельчайших элементов.
Конструктивно дизельный фильтр также не пропускает воду в двигатель и тем самым защищает его от повреждений. Современные элементы не предполагают разборку и замену только «сердечника», поэтому они меняются целиком. Но можно встретить фильтры с разборным корпусом и возможностью замены только внутренней вставки.
В последнее время набирают популярность так называемые фильтры ECO, в которых нет металла. Это упрощает их использование и утилизацию. Что касается функциональности, то он практически неотличим от стандартных деталей.
Выбор фильтров
Когда дело касается замены фильтра, важно сделать правильный выбор. Здесь необходимо учитывать тип детали, ее характеристики и производителя.
Критерии выбора
Во-первых, давайте попробуем разобраться в подходах к различным типам фильтров.
В отношении масла позвольте себе руководствоваться следующими критериями:
- Особенности конструкции: складывается или не складывается. Первый вариант дешевле, но требует сложной замены.
- Качество фильтровальной бумаги. Он должен обеспечивать необходимую степень фильтрации и тонкость очистки не менее 5 мкм.
- Тип: полный, частичный или комбинированный.
Признаки некачественного продукта включают большую толщину фильтровальной бумаги, плохое уплотнение клапана или открытие клапана при низком давлении.
В ситуации с воздушным фильтром обратите внимание на следующие критерии:
- Дизайн: в форме кольца, панно или цилиндра. Для грузовиков применяется последний вариант.
- Тип: бумага нулевой прочности или жидкая. Первый из них самый дешевый и способен удерживать частицы размером до 1 микрона. Фильтр сопротивления 0 имеет поролоновые вставки и является многоразовым. Жидкость: она тяжелее и имеет меньшую эффективность очистки, используется редко.
Учитывайте следующие параметры топливного фильтра:
- Возможна замена.
- Степень очистки: мелкая или грубая. В первом случае удаляется грязь до 15 мкм, а во втором — до 0,1 мм.
Также существуют общие критерии, по которым вы можете выбрать топливный, воздушный или масляный фильтр для коробки передач / двигателя / автоматической коробки передач:
- Режиссер.
- Срок службы: срок службы фильтра и периодичность его замены.
- Отзывы автовладельцев и умельцев на АЗС.
- Стоимость выбранной модели.
Выбор производителя
Одна из основных задач — выбор производителя. Чтобы избежать проблем при эксплуатации, важно отдавать предпочтение продукции всемирно известных компаний. К наиболее популярным брендам относятся Knecht, Bosch, Mann, Fram, Champion и другие.
Выбирая качественный товар, вы можете быть уверены в надежности фильтра и его функциональности надолго. Фильтры вышеуказанных производителей можно использовать на Mercedes, Renault, Scania, Man, Daf, Ivek, Volvo и многих других грузовиках.
О вспомогательных фильтрах
Помимо основных устройств, рассмотренных выше, существуют и другие типы фильтров. Основные из них:
- Водопроводчик. Очищает рабочую жидкость в гидравлических системах. Его можно использовать для одноразового или многократного использования.
- Сажа. Снижает уровень сажи в автомобилях с дизельным двигателем. Он удерживает частицы размером до 1 микрона и устанавливается за катализатором. Обеспечивает пассивную или активную очистку в зависимости от типа.
- Фильтры-сепараторы. Специально разработан для удаления воды из дизельного топлива, поступающей из бака в камеру сгорания. От эффективности этой детали зависит срок службы грузовика и работоспособность мотора.
- Салонный фильтр. Предназначен для очистки воздуха, поступающего в салон грузового автомобиля. Основным компонентом детали является впитывающая или обычная фильтровальная бумага. Первый более эффективен и позволяет избавиться даже от неприятных запахов из воздуха. Второй более простой и позволяет сэкономить на покупке.
- Водоотделитель / тормозной фильтр. Его функция — очищать воздух в пневматической тормозной системе. Он удаляет влагу из воздушного потока даже при его перегреве и обеспечивает стабильную работу системы.
Выделяются другие типы фильтров в грузовиках, но они менее важны и не сильно влияют на функциональность транспортного средства и комфорт для водителя.
Сроки и условия замены фильтров в грузовиках
Правильная эксплуатация грузовых автомобилей подразумевает своевременную замену фильтрующих элементов при первых признаках загрязнения или согласно рекомендованному производителем пробегу.
При замене важно учитывать следующие моменты:
- Топливный фильтр заменяют каждые 25-30 тысяч километров. При использовании некачественного топлива частота должна быть меньше. Признаки, указывающие на необходимость замены, включают резкое снижение мощности, проблемы с работой двигателя (постоянно глохнет), повышенный расход топлива, рывки автомобиля.
- Рекомендуется заменять салонный фильтр вместе с маслом — каждые 7-10 тыс. Км. Некоторые производители рекомендуют делать это реже, раз в 20000 км, но здесь многое зависит от условий эксплуатации и уровня загрязнения воздуха в городе. О необходимости замены легко узнать по появлению неприятного запаха в салоне, уменьшению потока воздуха, проходящего через кондиционер, высокой влажности в салоне и запотеванию окон.
- Воздушный фильтр следует заменять при первых признаках загрязнения или каждые 10 000 км. Некоторые заводы-производители объявляют более высокую цифру — до 30 000 км, но ее лучше не достигать. К основным признакам загрязнения относятся повышенный расход топлива, резкое снижение динамики грузовика или повреждение / утечка кузова. Вы можете самостоятельно оценить состояние детали, регулярно осматривая ее.
- Масляный фильтр рекомендуется заменять при появлении черного слива из патрубка, снижении КПД двигателя, повышении / понижении уровня масла, загорается лампочка давления. Замена рекомендуется каждые 7-10 тысяч километров. В отдельных случаях допускается увеличение этого порога до 15 т км.
В целом частота замены зависит от многих факторов:
- условия эксплуатации;
- рекомендации производителя и т д
- тип фильтрующего элемента;
- топливо, на котором работает двигатель;
Предусмотрена определенная периодичность замены фильтроэлементов других типов. Например, гидравлический фильтр можно использовать примерно на 100 000 км, а сажевый фильтр — до 120 000 км. Основные рекомендации прописаны в инструкции по эксплуатации автомобиля, выпущенной производителем. На них нужно обратить особое внимание.
Итоги
Моторное масло, воздушный и топливный фильтры — важные элементы, обеспечивающие работу силового агрегата и продлевающие срок его службы. В случае преждевременной замены этих агрегатов может возникнуть множество трудностей, начиная с повышенного расхода топлива и ухудшения динамики, вплоть до необходимости капитального ремонта.