Икарус 280 — популярный городской автобус

«Икарус 280» — настоящая легенда, вместительный венгерский автобус, получивший в народе прозвище «аккордеон» за очень характерный внешний вид».

Долгое время эти автомобили были лицом многих крупных городов, их поставляли сначала в Советский Союз, а после его распада — в Россию более 30 лет. О характеристиках этих машин, а также об их технических характеристиках и пойдет речь сегодня в нашем разговоре.

История создания модели

556

В конце 60-х годов прошлого века автобусное семейство Икарус 556 / Икарус 180, активно использовавшееся в разных городах и странах как разветвленный городской транспорт, вышло из употребления. Возникла необходимость заменить их на более современные автомобили, отвечающие запросам пользователей и отвечающие духу времени.

Тогда сотрудники конструкторского бюро завода Секешфехервар приступили к работе над автобусами нового поколения. Главной изюминкой и беспрецедентным нововведением на тот момент стала модульная конструкция 200-й серии, позволившая создавать различные модификации, способные удовлетворить потребности большой целевой аудитории.

Первый аккордеонный автобус Икарус 280 сошел с конвейера в 1973 году. Модель производилась два десятилетия, за это время в мире было произведено более 50 модификаций.

Машины доставлялись в разные уголки мира, также собирались на Кубе, на территории СССР такие городские автобусы курсировали по улицам всех крупных городов, от Прибалтики до Хабаровского края.

В 1993 году завод Секешфехервар завершил производство модели для внутренних нужд Венгрии, заменив ее более современной 400-й серией, но для других государств также производился «аккордеон». Кроме того, компания приступила к работам по реновации и реконструкции, которые позволили обновить не менее 80 процентов конструктивных элементов. Ведь после ремонта заказчик получил новую машину, которая прослужила верой и правдой не один десяток лет.

Икарус 280 - популярный городской автобус

С 1994 года сборка модели 280 налажена на заводе «Тушино-Авто» (Москва). Все началось со сборки практически готовых автобусов, но со временем компании удалось освоить большую часть производственных операций и с нуля выпускать практически полностью готовые автомобили.

Интересным фактом является то, что автобусы-гармошки для Советского Союза были желтыми, а в Российской Федерации использовались белые и зеленые машины. Модели, сделанные на заказ для Санкт-Петербурга, были окрашены исключительно в белый цвет. Производство Икарус 280 было полностью остановлено в 2002 году.

Технические характеристики Икарус 280

Автомобиль, который стал темой нашего разговора, — среднеходный сочлененный автобус сверхбольшой вместимости для удовлетворения потребностей городского пассажирского транспорта. Говоря об общих технических характеристиках, следует отметить следующее:

  • отдельные мягкие сиденья с поручнями для удобства стоящих пассажиров.
  • габариты — 16,5Х2,5Х3,04 м;
  • 4 четырехстворчатые двери;
  • 160-180 мест;

Двигатель

Двигатель Икарус 280 представляет собой рядный 6-цилиндровый силовой агрегат Raba-MAN D2156 HM6U объемом 10,35 л, мощностью 141 л.с с крутящим моментом 700 НNSм, работающая на дизеле.

При разработке двигателя в то время было внедрено новаторское решение: расположение блока цилиндров по горизонтали, что позволило добиться большей компактности и смещения центра тяжести, что сделало машину более устойчивой к опрокидыванию.

Полезное:  Грузовики IVECO

Особого внимания заслуживает ресурс единства. А по страховке производителя и по словам людей, которым приходилось заботиться о техническом обслуживании автобуса, при аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании двигатель способен без капитального ремонта прослужить не менее 500 тыс. Км. После капитального ремонта двигатель «проехал» еще не менее 150 000 км.

Емкость бака составляла 260 литров, расход топлива — 44 литра / 100 км. Максимальная скорость, которую способен развивать этот автомобиль, — 66 км / ч. Имеется функция предварительного подогрева, которая упрощает и ускоряет запуск двигателя при минусовых температурах.

Ходовая и трансмиссия

Двигатель агрегатируется с пятиступенчатой ​​механической коробкой передач ASH 75.2-A8. Сцепление было оборудовано собственным пневмоусилителем, поэтому педаль была невероятно легкой, а компьютер славился среди водителей своей высокой точностью. Дело в том, что в качестве привода переключения скоростей использовался вал, который был не толще, чем у легкового автомобиля, а также отличался повышенным запасом прочности.

Что касается шасси, то оно получилось не менее интересным. Здесь высокая плавность хода была достигнута за счет того, что все оси индивидуально подвешивались на пневмобаллонах, а стабилизаторы поперечной устойчивости просто отсутствовали. Их функции выполняли специальные перепускные клапаны, которые соединялись с корпусом регулируемыми тягами, снабженными собственными глушителями. Это позволило добиться оптимального перераспределения воздушных потоков и исключить риск крена при прохождении поворотов.

Ведущий мост был средним, состоял из 3-х коробок передач. Такая схема обеспечивала правильное распределение нагрузки на карданные валы, а использование полного привода облегчало изменение передаточного числа в зависимости от модификации автомобиля и конкретного назначения.

Колесная формула — 6X2, дорожный просвет — 33 см, колесная база — 540 см. Длина автобуса-гармошки — 16,5 м. Также была удлиненная версия на 18 метров, такие изменения обозначены индексом 283.

Характеристики Значения
Габаритные размеры (ЛХШХВ), м 16,5 х 2,5 х 3,04
Пассажирское кресло / полная вместимость 35/180
Мотор 6-ти цилиндровый дизель Raba-MAN D2156 HM6U
Мощность, л.с. 141
Объем, л 10,35
Пара, NHm 700
Колесо формул 6X2
Дорожный просвет, см 33
Шаг, см 540
Расход топлива, л / 100 км 44 год
Емкость топливного бака, л 260
Максимальная скорость, км / ч 66

Устройство сочленения

Механизм сочленения в данной модели представлен т.н. Конструкция «Тяга». Как упоминалось выше, двигатель автобуса расположен горизонтально, вращает вторую ось, а перекрестный шарнир работает аналогично тяговому устройству обычного грузовика. Нижняя ось будет управлять.

В состав шарнира входят шарнир, демпфер, «проводник» бортовых коммуникаций и другие конструктивные элементы. Все это в целом представляет собой сложный электронно-гидравлический механизм.

Рабочее место водителя

Кабина автобуса-гармошки была значительно просторнее, чем у обычных автомобилей, она была полностью отделена от пассажирского салона. Продуманная форма водительского сиденья, удобный угол наклона способствовали созданию комфортной рабочей среды. В зоне свободного доступа располагалась приборная панель со всеми органами управления, на привычном месте — тахометр и спидометр.

Полезное:  Что такое тормозные колодки автомобиля

Легкости вождения способствовала регулируемая рулевая колонка с собственным гидроусилителем. Высокое сиденье открывало широкий угол обзора. В кабине также были ниши и полки для хранения мелочей и крючки для одежды.

Комфорт в салоне

Автобус вмещал 35 мест, но просторные складские помещения и широкие коридоры вмещали в общей сложности не менее 160 человек. Пол был абсолютно ровным по всей длине машины, имелось несколько дверей для обслуживания машины. Сиденья были удобными, их количество в ряду варьировалось; в СССР преимущественно применялась трехрядная компоновка. Последний ряд был представлен 4 креслами на небольшом возвышении.

Салон был хорошо проветриваемым, проход был широким, а это означало, что 4 двери с москитной сеткой обеспечивали удобную и быструю посадку / высадку. Внутренняя обшивка была сделана из фанеры и пластика, пол — из прессованной древесной стружки и покрыт резиной для обеспечения противоскользящего эффекта.

Люди часто жаловались на холода в автобусе зимой, но причина этого вовсе не кроется в ошибках венгерских автопроизводителей. Дело в том, что в конструкцию ввели автономный отопитель, который тоже потреблял топливо. В целях экономии водители просто отключили отопление и «заморозили» пассажиров.

Модификации Икарус 280

Икарус 280 - популярный городской автобус

Икарус 280 пользовался большим спросом, стремясь угодить создателям, он разработал более 50 модификаций, различающихся количеством окон и дверей, количеством и расположением сидений, даже формой дефлекторов. Например, Икарус-280.03 — автобус пригородного сообщения с 4-х рядным расположением салона и только 1 дверью.

Икарус-280.33 — это 4-дверный автомобиль, эксплуатируемый в черте города и оборудованный складской площадкой. Версия с индексом 283 была на 1,5 метра длиннее стандартной, а с припиской 260 в названии была укороченной версией. Долгое время на базе модели производили и троллейбусы, они назывались Икарус 280Т.

В 1996 году публике была представлена ​​обновленная модификация машины, в названии которой значился индекс .33М. Он отличался по цвету (вместо желтого использовалось сочетание белого и зеленого), разным было и количество посадочных мест.

В 2000-2001 годах производилась модификация .33М2, которая дополнительно оснащалась газовой установкой, то есть могла работать как на дизельном, так и на сжиженном газе. Говорят, такие машины были в бюджете 11 автобусных парков российской столицы.

Достоинства и недостатки

Достоинствами модели были следующие качества:

  • рентабельность.
  • надежный двигатель с огромным ресурсом;
  • большая емкость;
  • высокий уровень комфорта вождения, хорошая управляемость;
  • удобная планировка салона;
  • отличная приспособляемость к сложным условиям эксплуатации;

Но у автобуса есть и недостатки, в частности:

  • подверженность кузова ржавчине.
  • характеристики системы внутреннего отопления (автономные отопители, потребляющие большое количество дизельного топлива);
  • приподнятое положение пола и отсутствие ступенек;

Заключение

История показала, что автобусы типа «Икарус 280» когда-то хорошо обслуживали транспортную систему крупных городов, позволяя оптимизировать сферу пассажирских перевозок.

Большие, просторные, удобные: любили пассажиров и уважали водители. Не без мелких недостатков, конечно, но в целом модель удалась редко, но кое-где применяется и сегодня.

Икарус 280

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Carsaround.ru