Бензин и дизель в последнее время становятся очень дорогим видами топлива и поэтому автовладельцы все чаще задумываются об оснащении своего транспортного средства газовым оборудованием. Правда, до сих пор ведутся споры, действительно ли газовые автомобили экономнее и лучше машин, работающих на бензине?
Для того чтобы автомобиль мог работать на газу, его топливную систему необходимо полностью переоборудовать. Но целесообразно ли тратиться на такую процедуру? К тому же существует немало версий, предполагающих определенные недостатки у транспортных средств, переоборудованных подобным образом. Правда, зачастую эти версии оказываются голословными мифами. В целом, преимущества предполагаются следующие:
- Дешевая эксплуатация;
- Небольшое количество выбросов;
- Отсутствие загрязнения масла;
- Увеличение рабочего ресурса двигателя.
Из возможных недостатков называю порчу деталей, не выдерживающих октановые показатели газа, трудности при заведении авто в морозную температуру. Но необходимо еще разобраться, имеют ли обоснование мифы, связанные с применением ГБО на транспортных средствах.
Несколько мифов и их опровержение
Некоторые считают, что при использовании газа машина достаточно быстро способна сломаться. Это может быть правдой лишь отчасти, и связано больше не с самим ГБО, а со спецификой его установки. Для этого в днище сверлятся отверстия (необходимые для крепежных элементов), добавляются дополнительные элементы, протягивается проводка. Все это достаточно серьезные вмешательства – правда, если они делаются на профессиональном уровне, то не должны повредить автомобилю (при монтаже следует обеспечить профилактическую защиту от коррозии).
Желательно выбрать уже проверенную СТО с опытными и квалифицированными специалистами, которым не единожды приходилось заниматься установкой ГБО. Установив оборудование, они обработают все сделанные отверстия и смажут солидолом установленные детали.
Еще существует миф о двукратном уменьшении рабочего ресурса двигателя после монтажа ГБО. Чаще всего именно по этой причине автомобилисты не решаются переходить на газ. Водители считают, что из-за сжиженного газа высушивается двигатель, перегревается корпус, начинают разрушаться детали. Однако правдой представленное утверждение может считаться только в случае со старыми автомобилями и устаревшими конструкциями ГБО. У современных авто — при установке передового газового оборудования — подобных проблем возникнуть не должно.
К тому же уменьшение двигательного ресурса из-за газа нигде не доказано. Наоборот, благодаря высоким температурным показателям выжигается гарь, убирается детонация, работа двигательного устройства становится более спокойной.
Правда, необходимо внимательнее следить за состоянием двигателя и автомобиля в целом (регулярно проходить техобслуживание, не забывать о смене расходных деталей). При наличии технических неисправностей могут возникнуть проблемы с системой зажигания и топливной системой.
Следующий миф говорит о том, что работа на газу уменьшает скоростные показатели, ухудшает двигательную мощность. Особенно опасаются таких неприятностей те, кто любит быструю езду. Нужно заметить, что ГБО, выпускавшееся в первом поколении, на самом деле, способствовало ограничению мощности двигателя. Однако с современными установками подобных проблем не возникает. Максимум мощность может понизиться на 5 процентов и не более (и то лишь при заправке идеально чистым газом).
В то время как у некоторых транспортных средств зачастую встречается прихотливость к бензину, газ могут воспринимать все машины, даже если он – не самого высокого качества. Просто плохим по качеству газом пользоваться нежелательно, так как авто способно в любое время заглохнуть (вот почему советуют на всякий случай наполнить бензобак, и автоматика уже самостоятельно перейдет на бензиновое топливо, когда «поймет», что двигатель не может функционировать на газу).
Четвертый миф связан с взрывоопасностью транспортного средства, работающего на газу. Основывается такое предположение на взрывоопасности самого газа, однако не следует забывать, что это актуально в случае с бытовым газом. У современного газового баллона, используемого в автомобиле, имеется надежная арматура для запоров и клапаны для предохранения – соответственно, он способен выдержать даже сильные удары.
При повреждении магистральных труб, подающих топливо к двигательному устройству, газовая утечка на автомате прекращается. К тому же стенки баллона достаточно толстые – 4 миллиметра, а само оборудование установлено внутри багажника. Тот же бензобак, для сравнения, размещается под сидениями пассажиров, которые легко протыкаются даже гвоздем.
Тем не менее, почуяв запах газа и при любом подозрении его утечки, следует прекратить движение, перекрыть газовый вентиль и ехать дальше на бензине. Естественно, зажигать сигарету в таких случаях нельзя.
Пятый миф рассказывает о больших расходах топлива. С этим утверждением можно согласиться. Даже с передовым ГБО топливный расход становится больше от 15 до 30 процентов. Но и при таких раскладах использование газа все равно оказывается выгоднее, поскольку он вдвое дешевле бензина. При установке баллона, имеющего повышенную емкость, его запасов хватает на длительное время – правда, он совсем не компактный и занимает много места в багажнике.
Виды автомобилей на газу
Автомобили на газу можно классифицировать по разным видам газобаллонного оборудования, установленного на них. Эти виды ГБО бывают следующими:
- Первое поколение – эти устройства, созданные в самом начале, больше напоминают карбюраторы (если анализировать принцип их функционирования). Подача топлива осуществляется посредством механического дозатора, никакой электроники здесь нет. Во многом оборудование зависит от качественных характеристик газа, может негативно отразиться на состоянии двигателя. Самым же большим недостатком этих устройств считается их взрывоопасность (в прошлом из-за этого нередко случались взрывы с жертвами, и сформировалось отрицательное мнение об автомобилях на газу, которое не так уж легко изменить).
- Второе поколение по принципу функционирования напоминает работу системы, ответственную за топливный впрыск. Дозированная газовая подача осуществляется посредством форсунок, управляющихся электроникой. Кроме того, используются датчики, отвечающие за кислородную подачу, что обеспечивает более-менее точное дозирование газа. Данная система уже не является опасной для автомобиля и тех, кто находится внутри него, поскольку электроника немедленно отключает газовую подачу, как только пропорция используемой газовой и воздушной смеси нарушается.
- Третье поколение – считается самым распространенным газобаллонным оборудованием у отечественных водителей. Количество форсунок равняется количеству двигательных цилиндров, что позволяет создавать высококачественную топливную смесь. Использование машины, в результате, становится более экономным, улучшается приемистость. Уровень безопасности тоже повышается.
- Четвертое поколение – эта версия ГБО на сегодняшний день является самой передовой. Все ее функции управляются электроникой. У цилиндров наличествуют электромагнитные форсунки, подающие точными дозами топливо в двигательное устройство. Это существенно увеличивает мощность автомобиля.
Между прочим, в некоторых странах государственные структуры самым разнообразным образом стараются стимулировать автовладельцев поскорее переходить на газ и забывать о бензине: улучшают кредитные условия на монтаж ГБО, снижают налоги, взимаемые при техосмотре и так далее.
ГБО: основные составляющие элементы
Газобаллонное оборудование обладает следующими элементами:
- Испаритель – необходим, чтобы подогревать пропан-бутан, испарять эту смесь и уменьшать показатели давления так, чтобы они совпадали с показателями атмосферного давления.
- Устройство клапана, работающее в электромагнитном поле, необходимо, чтобы перекрывать газовую магистраль, когда двигатель работает на бензине. Также присутствует фильтр, очищающий топливную смесь.
- Газовый редуктор – устанавливается, в основном, в малолитражках (двигательный объем которых не превышает 1,6 литров). Компактен и потому легко помещается под капотом. Управляться может вакуумным или электронным способом.
- Бензиновый клапан, работающий в электромагнитном поле – отсекает бензиновую подачу, когда авто переходит на газ. Если транспортное средство инжекторное, функция бензинового клапана выполняется эмулятором форсунком.
- Мультиклапан – устанавливается сверху баллона, состоит из заправочного клапана, трубки для забора, расходного клапана, а также указателя. Благодаря скоростному клапану газовая утечка сразу перекрывается, если повреждается магистраль.
- Переключатель топлива – ставится внутри салона. На некоторых из таких устройств указывается текущий газовый уровень.
- Венткоробка – закрепляется сверху баллона и содержит мультиклапан, о котором сказано выше. Она необходима для отведения газовых паров при утечке.
- Устройство для заправки — понадобится, чтобы безопасно присоединить шланг, когда баллон заправляется газом. Зачастую смонтировано на заднем бампере.
Так что решение – переоборудовать автомобиль для работы на газу или не делать этого? – следует принимать самому автовладельцу. Если у него есть желание сэкономить на топливе, способствовать улучшению экологической ситуации в городе, газобаллонное оборудование придется весьма кстати. Вот только нужно выбирать ГБО последних поколений, которые безопасны, эффективны и управляются электроникой.