Система отключения цилиндров

система acc

АСС, ACT  — система отключения цилиндров

Для снижения расхода можно отключить часть цилиндров, обрезав подачу топлива и закрыв впускные и выпускные клапаны.

Просто остановить подачу топлива недостаточно: чтобы исключить насосные потери, необходимо «запечатать» цилиндры, прекратить поступление и вывод воздуха через клапаны.

Первым устройство отключения цилиндров предложил Cadillac в 1982 году — оно превращало мотор V8 в V6 или даже в V4. В 1999 году настал черед АСС (Active Cylinder Control) разработки Mercedes, которой оснащали устанавливаемые на европейские купе и флагманы моторы 5.0 V8 и 6.0 V12: она отключала половину цилиндров, когда от мотора не требовалась максимальная отдача. В 2012 году AMG предложил «атмосферник» 5.5 V8 М152 с системой Cylinder Management, отключавшей половину цилиндров в диапазоне 800-3600 об/мин менее чем за 30 миллисекунд.

Система подобного типа применяется и на четырехцилиндровых моторах — VW оснастил системой ACT бензиновый 1.4. Во время движения при оборотах двигателя 1400-4000 об/мин и до скорости 130 км/ч два цилиндра из четырех могут быть отключены, моментально и незаметно. Это позволяет повысить эффективность бензинового мотора, снизив сертифицированные выбросы на 10 г/км С02 и расход на 0,5 л/100 км.

DPF  — фильтр твердых частиц

Diesel Particulate Filter удерживает частицы сажи, которые потом сжигаются.

DPF включает систему каналов, попеременно закрытых с одной и другой стороны, чтобы улавливать сажевые частицы дизелей (с введением норм Евро 6/2 им, возможно, оснастят и бензиновые моторы). Когда каналы забиваются, создается разница давлений на входе и выходе из фильтра, которую распознает блок управления и запускает процесс регенерации. Во время этой фазы активируется дополнительный впрыск дизтоплива, чтобы поднять температуру выхлопных газов на входе в нейтрализатор с около 150°С при езде в городе до 550°С. Этого добиваются путем позднего впрыска топлива, создающего позднее зажигание в цилиндре и повышение температуры отработавших газов. К нему добавляется вторая фаза, создаваемая окисляющим катализатором, стоящим перед DPF. С введением Евро 5 фильтр стали располагать ближе к двигателю, чтобы поднять рабочую температуру и облегчить таким образом регенерацию.

EGR — рециркуляция отработавших газов

Часть отработавших газов направляется обратно в цилиндры с целью понизить температуру сгорания и сократить таким образом выбросы N0

Система, которой оснащают бензиновые моторы и дизели, позволяет через специальный клапан направлять часть отработавших газов обратно в цилиндры, чтобы они смешивались с воздухом, поступающим снаружи. EGR используют для сокращения выбросов оксида азота (NOx). Самые эффективные системы основаны на охлаждении выхлопных газов. В EGR высокого давления очень горячие отработавшие газы отбираются в коллекторе и направляются в промежуточный охладитель, в то время как более эффективная система низкого давления улавливает их перед DPF, охлаждает и направляет в систему впуска перед турбокомпрессором.

FAP — сажевый фильтр

FAP - сажевый фильтр

Часто его используют как синоним DPFf но FAP — единственный уловитель сажи, в котором используется присадка для облегчения регенерации фильтра.

Главное отличие между FAP, разработанным и предложенным Citroen и Peugeot, и DPF состоит в использовании присадки, которая примешивается к дизтопливу внутри бака автомобиля и позволяет добиться регенерации фильтра при более низких температурах (450 °С вместо 550 °С) по сравнению с DPF, упрощая таким образом периодическое сжигание накопившейся в фильтре сажи. Процесс примешивания присадки (оксида церия) к дизтопливу автоматически контролируется системой в зависимости от количества поступающего топлива. Оксид церия содержится в пятилитровом бачке, который заправляется на заводе, — запаса хватает на 80 000-120 000 км. Когда присадка заканчивается, ее запас просто пополняют во время очередного ТО. В любом случае, на сколько хватит оксида церия зависит от использования автомобиля, поскольку его расход связан с расходом топлива.

LNT — поглотители NOx

В некоторых моторах GDI нейтрализатор справляется без мочевины.

Поглотители NO, действуют без помощи добавки на базе мочевины. Они менее эффективны, чем SCR, но их достаточно, если мотор выбрасывает немного NOx. Поверхность LNT покрыта абсорбирующим элементом на основе бария или других оксидантов, которые химически связывают NOx во время сгорания обедненной смеси. Когда LNT переполнен, он регенерируется краткими периодами работы мотора на богатой смеси.

SCR — Selective Catalytic Reduction

SCR - Selective Catalytic Reduction

Самая эффективная система для снижения NOx использует присадку

Нейтрализатор SCR (Selective catalytic reduction) превращает оксид азота (NOJ в незагрязняющие вещества, такие как вода и азот. Это превращение происходит при использовании синтетического раствора мочевины (самая известная марка AdBlue), содержащегося в отдельном баке автомобиля (вверху — горловина под синей пробкой у Mercedes G). Вещество, содержащее 32,5% мочевины, впрыскивается в систему выпуска перед нейтрализатором SCR, дозировкой при этом заведует электроника, использующая датчик NOx. Система выпуска включает элементы, перечисленные на изображении внизу.