Подвеска автомобиля: принцип работы, виды и обслуживание

подвеска автомобиля

Увы, идеальных дорог – по показателям ровности и гладкости – не бывает: тем более, в нашей стране. Обязательно встречаются какие-нибудь выбоины, трещины, ухабы, вздутия и лежачие полицейские. Весь этот негатив не только вредит комфортности движения, но и значительно ускоряет амортизационный износ автомобиля. Вот почему изобрели подвеску — специальную амортизационную систему, существенно снижающую эти вредные воздействия.

Подвеска автомобиля

Конструкция подвески

Все дорожные неровности, встречаемые при движении, отражаются колебаниями на кузове. Устройство же подвески необходимо, чтобы гасить и смягчать такие колебания. Среди прикладных функций этой части автомобиля есть возможность обеспечивать связь кузова с колесами. Благодаря деталям подвески колеса получают способность перемещения без задействованного кузова, когда меняется направление транспортного средства.

Устройство подвески автомобиля является достаточно сложным, и ее техническая конструкция отличается следующими особенностями:

  • Упругие элементы – они могут быть металлическими (металл используется для создания пружинных устройств, торсионов), а также неметаллическими (пневматика, гидропневматика, изделия из резины). Благодаря их упругости нагрузка, передаваемая дорожными неровностями, воспринимается легче и распределяется по всему кузову.
  • Амортизационные устройства (для гашения) – специальные агрегаты с гидравликой, пневматикой и гидропневматикой, которые нивелируют колебания кузова.
  • Направляющие части – представлены поперечными и продольными рычажными элементами, обеспечивающим связь подвески с кузовом и согласование передвижения кузова и колес.
  • Устройство, стабилизирующее поперечную поверхность – представляет собой штангу, выполненную из металла, связывающую подвеску с кузовом, и не позволяющую автомобилю делать крен при движении.
  • Колесные опоры – устройства поворотных кулаков, расположенные спереди на оси, которые воспринимают колесную нагрузку и распределяют их по подвеске.
  • Крепления, которые держат различные части – они успешно соединяют элементы подвески друг с другом, а также с кузовом. Речь идет о композитных сайлентблоках, болтовых соединениях, а также шарнирах.

О принципе функционирования подвески

Подвеска функционирует посредством того, что преобразуется ударная энергия, когда колеса наезжают на какую-нибудь дорожную неровность, поскольку перемещаются упругие элементы (те же пружины к примеру).

Подвеска контролирует движения упругих элементов, а гасящие устройства смягчают возможные удары и значительно уменьшают их силу. Благодаря этому ход становится более плавным. Без этого устройства передвигаться по дорожному покрытию было бы практически невозможно – тем более если речь идет об отечественных дорогах.

Подвески могут иметь различный уровень жесткости. Жесткие подвески повышают информативность и эффективность управления транспортным средством. Правда, это уменьшает комфорт, испытываемый водителем и пассажирами. А мягкие устройства сделаны, таким образом, что обеспечивается удобство эксплуатации, однако управляемость, наоборот, ухудшается.

Вот почему нужен выбор оптимальной подвески, сочетающей комфортность с безопасностью.

Разные классификации подвесок

Производитель сам решает, каким устройством будет обладать сделанная ним подвеска. Типологии этого устройства могут быть разными – между собой они отличаются критерием, лежащим в основе градации. Если рассматривать подвески по типу устройства их направляющих частей, они могут быть:

  • Независимыми;
  • Зависимыми;
  • Полунезависимыми.

В случае с зависимой подвеской ее главной деталью считается жесткая балка (без которой подвеска и не работала бы). Поперечное перемещение колес происходит параллельно. Поскольку конструкция этого устройства является простой и эффективной, это добавляет ей надежности, то есть не позволяет колесам развалиться. Вот почему зависимую подвеску можно часто встретить в грузовиках и сзади на оси у легкового транспорта.

Полезное:  Система отключения цилиндров

Независимая подвеска предполагает ситуацию, когда колеса работают независимо друг от друга. Благодаря этому улучшаются амортизационные характеристики, а ход становится более плавным. Это устройство часто встречается спереди и сзади на осях, установленных на легковых автомобилях.

Наконец, у полунезависимой подвески основным элементом является жесткая балка, которую торсионы держат на кузове. Представленная конструкция делает подвеску самостоятельно по отношению к кузову. Такой вариант, например, встречается в переднеприводной модели ВАЗ.

Несколько классификаций подвесок

виды подвесок

Еще одна классификация подвесок связана со схемой гасящего устройства. В частности, автомобили могут работать с:

  • Масляными (гидравлика);
  • Газовыми (пневматика);
  • Газо-масляными (гидропневматика).

Есть еще активная подвеска, у которой схема отличается вариативными возможностями: ее параметры могут меняться с помощью особой системы управления, работающей на электричестве и зависящей от того, как передвигается транспортное средство. Чаще всего меняются следующие параметры:

  • Уровень демпфирования амортизатора (устройства, ответственного за гашение);
  • Уровень жесткости, которой обладают упругие элементы;
  • Уровень жесткости устройства, которое стабилизирует поперечную устойчивость;
  • Показатели длины рычагов (ответственных за направление).

Система активной подвески является электронно-механической, достаточно сложной в техническом плане и поэтому дорогостоящей (соответственно, увеличивается и стоимость транспортного средства).

Какой бывает независимая подвеска?

Амортизационной системой многих современных легковых авто является независимая подвеска. Производители пользуются именно этим вариантом благодаря:

  • Улучшенной управляемости (небольшой вес устройства);
  • Отсутствию необходимости постоянно контролировать движение подвески (как это случается с грузовиками).

У независимой подвески может быть несколько видов:

  • Устройство, работающее с двойными поперечными рычагами – имеет пару рычагов, крепящихся к кузову посредством сайлентблоков, амортизатор, а также витую пружину, которые расположены на одной оси.
  • Подвеска МакФерсон – похожа на устройство, которое работает с двойными поперечными рычагами, но упрощена по сравнению с ним. Эта схема считается наиболее распространенной в случае с передними подвесками у легковых авто.
  • Подвеска со множеством рычагов – тоже похожа на устройство, работающее с двойными поперечными рычагами, однако является усовершенствованным вариантом, поскольку поперечные рычаги оказываются разделенными. Сюда же включены продольные рычаги. Сегодня сзади на подвесках у легковых авто достаточно часто можно встретиться с этой схемой.
  • Торсионная подвеска – является устройством, основанным на действии торсионы, особенной детали, связывающей кузов с направляющими элементами и работающей на скручивание. Чаще всего такая конструкция встречается у внедорожников.

Когда водителей интересует подходящая подвеска легкового автомобиля, зачастую они выбирают устройство МакФерсон. В представленном случае именно амортизационная стойка (названная еще водителями «качающейся свечой) оказывается основным элементом конструкции. Благодаря этому устройству под капотом поперечно размещаются коробка передач с двигателем.

Из преимуществ МакФерсон необходимо выделить:

  • Меньшую стоимость по сравнению с ценой подвесок, имеющих двойные поперечные рычаги.
  • Удобные и компактные размеры;
  • Небольшую неподрессоренную массу;
  • Хорошую верхнюю опору (обеспеченную упорным подшипником);
  • Возможность для легкой диагностики дефектов (четкие признаки износа).
Полезное:  Подвеска грузового автомобиля

подвеска автомобиля, макферсон

У торсионной подвески тоже имеются определенные преимущества:

  • Хорошая управляемость, когда возникает крен;
  • Простота регулировки;
  • Длительный срок эксплуатации (обслуживать приходится не часто);
  • Отличная ремонтопригодность.
  • Возможность установки необходимой величины дорожного просвета.
  • Небольшой вес и компактные габариты (занимает мало свободного пространства).
  • Обслуживание заключается в подтяжке крепежных болтов, что можно выполнить посредством обычного гаечного ключа.

Что же касается возможных недостатков, то они у торсионной подвески тоже имеются:

  • На каждом повороте необходимо быть внимательнее, чтобы автомобиль не развернулся в другую сторону.
  • Сложное производство такой подвески.
  • Быстрый износ игольчатых подшипников, размещенных ближе к концам торсионной балки.

Если говорить о подвеске, работающей с двойными поперечными рычагами, то ее главное преимущество заключается в улучшенной управляемости. Кроме того, при необходимости ремонта, можно без проблем демонтировать целый узел.

Вместе с тем существуют у представленного устройства и недостатки, которые трудно не заметить. Прежде всего, конструкция довольно громоздкая и поэтому устанавливается лишь на крупногабаритных авто. Кроме того, схема подвески сложная в техническом плане, что предполагает трудности в ее производстве и высокую стоимость.

Как регулировать переднюю подвеску?

Движение будет комфортным, если правильно регулировать переднюю подвеску, то есть корректно устанавливать углы колес, которые управляются. На простом «водительском языке» это называется «сходом-развалом».

Следует учитывать, что установка передних колес, которые управляются, происходит не совсем параллельно продольной кузовной оси и не совсем перпендикулярно дорожной поверхности. Образуются определенные углы под вертикальным или горизонтальным наклоном.

Если «сход-развал» установлен правильно:

  • Уменьшается сопротивление при движении, упрощается процесс управления;
  • Уменьшается амортизация протектора шин;
  • Снижается топливный расход.

Не так уже легко выполнить правильные наклонные углы – это тяжело, прежде всего, с технической точки зрения, требует некоторых практических навыков и специального оборудования. Вот почему такую работу доверяют специалистам специализированных учреждений (например, станциям технического обслуживания, автосервисам и так далее). Самостоятельно выполнять такую работу – без наличия соответствующего опыта – не следует.

Какие неисправности могут быть у подвески?

неисправности подвески

Необходимо знать, что неисправная работа подвески автомобиля может не только ухудшить комфортность движения, но и стать причиной серьезной аварии. Вместе с тем в отечественном законодательстве почему-то нет никаких ограничений и запретов движения, когда подвеска сломана.

При неработающей подвеске каждая неровность на дороге может раскачать кузов и привести к потере управляемости. К таким же последствиям приводит вконец расшатавшаяся шаровая опора на передней подвеске. Стоит какому-нибудь элементу подвески лопнуть (чаще всего это случается с пружиной), и кузов может накрениться. Продолжать движение в таком случае становится невозможным.

При качественном обслуживании подвески необходимо постоянно контролировать состояние транспортного средства во время движения. Если снизу автомобиля раздаются какие-нибудь скрипы, странные шумы, вроде стуков, водителю следует насторожиться и отвезти авто на сервисное обслуживание. При длительной эксплуатации и износе подвески ее следует заменить.

Выбрав подходящую подвеску для автомобиля, автовладелец не только повысит комфортность, но и уменьшит вероятность опасной езды и дорожных аварий. Поскольку вариантов этих устройств существует несколько, выбор необходимо делать, оглядываясь на тип автомобиля, дорожные условия и предпочтения водителя.

Общее видео про подвеску автомобиля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Загрузка ...
Carsaround.ru