Увы, идеальных дорог – по показателям ровности и гладкости – не бывает: тем более, в нашей стране. Обязательно встречаются какие-нибудь выбоины, трещины, ухабы, вздутия и лежачие полицейские. Весь этот негатив не только вредит комфортности движения, но и значительно ускоряет амортизационный износ автомобиля. Вот почему изобрели подвеску — специальную амортизационную систему, существенно снижающую эти вредные воздействия.
Конструкция подвески
Все дорожные неровности, встречаемые при движении, отражаются колебаниями на кузове. Устройство же подвески необходимо, чтобы гасить и смягчать такие колебания. Среди прикладных функций этой части автомобиля есть возможность обеспечивать связь кузова с колесами. Благодаря деталям подвески колеса получают способность перемещения без задействованного кузова, когда меняется направление транспортного средства.
Устройство подвески автомобиля является достаточно сложным, и ее техническая конструкция отличается следующими особенностями:
- Упругие элементы – они могут быть металлическими (металл используется для создания пружинных устройств, торсионов), а также неметаллическими (пневматика, гидропневматика, изделия из резины). Благодаря их упругости нагрузка, передаваемая дорожными неровностями, воспринимается легче и распределяется по всему кузову.
- Амортизационные устройства (для гашения) – специальные агрегаты с гидравликой, пневматикой и гидропневматикой, которые нивелируют колебания кузова.
- Направляющие части – представлены поперечными и продольными рычажными элементами, обеспечивающим связь подвески с кузовом и согласование передвижения кузова и колес.
- Устройство, стабилизирующее поперечную поверхность – представляет собой штангу, выполненную из металла, связывающую подвеску с кузовом, и не позволяющую автомобилю делать крен при движении.
- Колесные опоры – устройства поворотных кулаков, расположенные спереди на оси, которые воспринимают колесную нагрузку и распределяют их по подвеске.
- Крепления, которые держат различные части – они успешно соединяют элементы подвески друг с другом, а также с кузовом. Речь идет о композитных сайлентблоках, болтовых соединениях, а также шарнирах.
О принципе функционирования подвески
Подвеска функционирует посредством того, что преобразуется ударная энергия, когда колеса наезжают на какую-нибудь дорожную неровность, поскольку перемещаются упругие элементы (те же пружины к примеру).
Подвеска контролирует движения упругих элементов, а гасящие устройства смягчают возможные удары и значительно уменьшают их силу. Благодаря этому ход становится более плавным. Без этого устройства передвигаться по дорожному покрытию было бы практически невозможно – тем более если речь идет об отечественных дорогах.
Подвески могут иметь различный уровень жесткости. Жесткие подвески повышают информативность и эффективность управления транспортным средством. Правда, это уменьшает комфорт, испытываемый водителем и пассажирами. А мягкие устройства сделаны, таким образом, что обеспечивается удобство эксплуатации, однако управляемость, наоборот, ухудшается.
Вот почему нужен выбор оптимальной подвески, сочетающей комфортность с безопасностью.
Разные классификации подвесок
Производитель сам решает, каким устройством будет обладать сделанная ним подвеска. Типологии этого устройства могут быть разными – между собой они отличаются критерием, лежащим в основе градации. Если рассматривать подвески по типу устройства их направляющих частей, они могут быть:
- Независимыми;
- Зависимыми;
- Полунезависимыми.
В случае с зависимой подвеской ее главной деталью считается жесткая балка (без которой подвеска и не работала бы). Поперечное перемещение колес происходит параллельно. Поскольку конструкция этого устройства является простой и эффективной, это добавляет ей надежности, то есть не позволяет колесам развалиться. Вот почему зависимую подвеску можно часто встретить в грузовиках и сзади на оси у легкового транспорта.
Независимая подвеска предполагает ситуацию, когда колеса работают независимо друг от друга. Благодаря этому улучшаются амортизационные характеристики, а ход становится более плавным. Это устройство часто встречается спереди и сзади на осях, установленных на легковых автомобилях.
Наконец, у полунезависимой подвески основным элементом является жесткая балка, которую торсионы держат на кузове. Представленная конструкция делает подвеску самостоятельно по отношению к кузову. Такой вариант, например, встречается в переднеприводной модели ВАЗ.
Несколько классификаций подвесок
Еще одна классификация подвесок связана со схемой гасящего устройства. В частности, автомобили могут работать с:
- Масляными (гидравлика);
- Газовыми (пневматика);
- Газо-масляными (гидропневматика).
Есть еще активная подвеска, у которой схема отличается вариативными возможностями: ее параметры могут меняться с помощью особой системы управления, работающей на электричестве и зависящей от того, как передвигается транспортное средство. Чаще всего меняются следующие параметры:
- Уровень демпфирования амортизатора (устройства, ответственного за гашение);
- Уровень жесткости, которой обладают упругие элементы;
- Уровень жесткости устройства, которое стабилизирует поперечную устойчивость;
- Показатели длины рычагов (ответственных за направление).
Система активной подвески является электронно-механической, достаточно сложной в техническом плане и поэтому дорогостоящей (соответственно, увеличивается и стоимость транспортного средства).
Какой бывает независимая подвеска?
Амортизационной системой многих современных легковых авто является независимая подвеска. Производители пользуются именно этим вариантом благодаря:
- Улучшенной управляемости (небольшой вес устройства);
- Отсутствию необходимости постоянно контролировать движение подвески (как это случается с грузовиками).
У независимой подвески может быть несколько видов:
- Устройство, работающее с двойными поперечными рычагами – имеет пару рычагов, крепящихся к кузову посредством сайлентблоков, амортизатор, а также витую пружину, которые расположены на одной оси.
- Подвеска МакФерсон – похожа на устройство, которое работает с двойными поперечными рычагами, но упрощена по сравнению с ним. Эта схема считается наиболее распространенной в случае с передними подвесками у легковых авто.
- Подвеска со множеством рычагов – тоже похожа на устройство, работающее с двойными поперечными рычагами, однако является усовершенствованным вариантом, поскольку поперечные рычаги оказываются разделенными. Сюда же включены продольные рычаги. Сегодня сзади на подвесках у легковых авто достаточно часто можно встретиться с этой схемой.
- Торсионная подвеска – является устройством, основанным на действии торсионы, особенной детали, связывающей кузов с направляющими элементами и работающей на скручивание. Чаще всего такая конструкция встречается у внедорожников.
Когда водителей интересует подходящая подвеска легкового автомобиля, зачастую они выбирают устройство МакФерсон. В представленном случае именно амортизационная стойка (названная еще водителями «качающейся свечой) оказывается основным элементом конструкции. Благодаря этому устройству под капотом поперечно размещаются коробка передач с двигателем.
Из преимуществ МакФерсон необходимо выделить:
- Меньшую стоимость по сравнению с ценой подвесок, имеющих двойные поперечные рычаги.
- Удобные и компактные размеры;
- Небольшую неподрессоренную массу;
- Хорошую верхнюю опору (обеспеченную упорным подшипником);
- Возможность для легкой диагностики дефектов (четкие признаки износа).
У торсионной подвески тоже имеются определенные преимущества:
- Хорошая управляемость, когда возникает крен;
- Простота регулировки;
- Длительный срок эксплуатации (обслуживать приходится не часто);
- Отличная ремонтопригодность.
- Возможность установки необходимой величины дорожного просвета.
- Небольшой вес и компактные габариты (занимает мало свободного пространства).
- Обслуживание заключается в подтяжке крепежных болтов, что можно выполнить посредством обычного гаечного ключа.
Что же касается возможных недостатков, то они у торсионной подвески тоже имеются:
- На каждом повороте необходимо быть внимательнее, чтобы автомобиль не развернулся в другую сторону.
- Сложное производство такой подвески.
- Быстрый износ игольчатых подшипников, размещенных ближе к концам торсионной балки.
Если говорить о подвеске, работающей с двойными поперечными рычагами, то ее главное преимущество заключается в улучшенной управляемости. Кроме того, при необходимости ремонта, можно без проблем демонтировать целый узел.
Вместе с тем существуют у представленного устройства и недостатки, которые трудно не заметить. Прежде всего, конструкция довольно громоздкая и поэтому устанавливается лишь на крупногабаритных авто. Кроме того, схема подвески сложная в техническом плане, что предполагает трудности в ее производстве и высокую стоимость.
Как регулировать переднюю подвеску?
Движение будет комфортным, если правильно регулировать переднюю подвеску, то есть корректно устанавливать углы колес, которые управляются. На простом «водительском языке» это называется «сходом-развалом».
Следует учитывать, что установка передних колес, которые управляются, происходит не совсем параллельно продольной кузовной оси и не совсем перпендикулярно дорожной поверхности. Образуются определенные углы под вертикальным или горизонтальным наклоном.
Если «сход-развал» установлен правильно:
- Уменьшается сопротивление при движении, упрощается процесс управления;
- Уменьшается амортизация протектора шин;
- Снижается топливный расход.
Не так уже легко выполнить правильные наклонные углы – это тяжело, прежде всего, с технической точки зрения, требует некоторых практических навыков и специального оборудования. Вот почему такую работу доверяют специалистам специализированных учреждений (например, станциям технического обслуживания, автосервисам и так далее). Самостоятельно выполнять такую работу – без наличия соответствующего опыта – не следует.
Какие неисправности могут быть у подвески?
Необходимо знать, что неисправная работа подвески автомобиля может не только ухудшить комфортность движения, но и стать причиной серьезной аварии. Вместе с тем в отечественном законодательстве почему-то нет никаких ограничений и запретов движения, когда подвеска сломана.
При неработающей подвеске каждая неровность на дороге может раскачать кузов и привести к потере управляемости. К таким же последствиям приводит вконец расшатавшаяся шаровая опора на передней подвеске. Стоит какому-нибудь элементу подвески лопнуть (чаще всего это случается с пружиной), и кузов может накрениться. Продолжать движение в таком случае становится невозможным.
При качественном обслуживании подвески необходимо постоянно контролировать состояние транспортного средства во время движения. Если снизу автомобиля раздаются какие-нибудь скрипы, странные шумы, вроде стуков, водителю следует насторожиться и отвезти авто на сервисное обслуживание. При длительной эксплуатации и износе подвески ее следует заменить.
Выбрав подходящую подвеску для автомобиля, автовладелец не только повысит комфортность, но и уменьшит вероятность опасной езды и дорожных аварий. Поскольку вариантов этих устройств существует несколько, выбор необходимо делать, оглядываясь на тип автомобиля, дорожные условия и предпочтения водителя.
Общее видео про подвеску автомобиля.