ГАЗ-АА — небольшой и удобный грузовик, известный нынешнему поколению по довоенным и военным фильмам, с запоминающимся названием «грузовик».
Его узнаваемый внешний вид стал визитной карточкой той эпохи. Машина со средней грузоподъемностью (1,5 т) широко использовалась для перевозки грузов. Со временем его переоборудовали для перевозки людей. В годы войны он служил основным транспортным средством армии.
История создания и производства
Американский Ford-AA, выпущенный в 1929 году, стал прототипом «грузового» автомобиля ГАЗ-АА. Наша страна получила в США лицензию на использование сразу после выпуска. Иномарка привлекла меня своей простотой, надежностью и удобством в обслуживании. Советские разработчики усовершенствовали американскую модель:
- добавлен воздушный фильтр;
- картер сцепления заменен на более прочный;
- деревянную рубку заменили на металлическую.
- лучшее рулевое управление;
Автомобиль ГАЗ-АА был запущен в производство в 1932 году. Первоначально для его производства использовались американские комплектующие. Через год грузовик стал полностью отечественным.
Спустя шесть лет появилась новая модификация автомобиля — ГАЗ-ММ. У него был более мощный двигатель (50 л.с.), но внешний вид остался прежним. Обе машины использовались во время войны.
Особенности конструкции и назначение
Грузовик ГАЗ-АА зарекомендовал себя на тот момент обладателем простой конструкции и высокой технологичности. Он отлично справился с перемещением по пересеченной местности. Мощность двигателя позволяла развивать по шоссе до 70 км / ч при расходе топлива 20,5 л на 100 км.
В автомобиле практически не использовались цветные металлы и легированные стали, что значительно снизило его стоимость. Однако низкокачественные чугунные и металлические детали имели сокращенный срок службы.
Среди преимуществ — низкая осевая нагрузка. При движении в колонне на минимальной скорости машина практически не разрушала дорожное покрытие. Грузовики средней грузоподъемности легко преодолевают малонагруженные мосты.
Используется ГАЗ-АА для перевозки грузов. Из-за огромных резервов мощности авианосцы часто удваивали свою вместимость. Бортовой грузовик после установки на кузов тента и скамейки стал использоваться для перевозки людей.
До войны машина использовалась во всех отраслях народного хозяйства. Во время войны он использовался для перевозки людей и грузов. Кроме того, на его раме было установлено военное оружие, например, знаменитая «Катюша».
Технические характеристики
Изначально мощность советского «грузовика» была далека от совершенства. Технические характеристики ГАЗ-АА обеспечивал коленчатый вал четырехцилиндрового двигателя, который устанавливался на трех опорных подшипниках. Эта технология создавала вибрации, которые пытались подавить с помощью огромного маховика и сцепления. Эти тонкости не могли снизить динамическую нагрузку, возникающую при движении.
В результате машина часто ломалась и требовала ремонта. И только в конце войны начали использовать четырехопорный коленчатый вал. Для уменьшения вибрации и, как следствие, увеличения срока службы коренные и шатунные подшипники оснащены тонкостенными втулками.
Двигатель
На машине использовался бензиновый двигатель, четырехцилиндровый, карбюраторный, водяного охлаждения с низкорасположенными клапанами. Рабочий объем двигателя 3285 см3, мощность 40 л.с. Крутящий момент двигателя — 1200 об / мин при 165 Н * м. Блок цилиндров и его головка были изготовлены из чугуна. Максимальная скорость по шоссе, развиваемая грузовиком, составляла 70 км / ч.
Основным достоинством двигателя, актуальным для того времени, была низкая степень сжатия топлива. Благодаря этой особенности автомобиль мог работать на некачественном топливе. Это не только низкооктановый бензин, но и керосин или нафта.
Маркировка карбюратора — К-14. Он был установлен над впускным коллектором. Еще одна особенность расположения — под бензобаком. Это позволило топливу течь самотеком. Автомобиль ГАЗ-АА не имел бензонасоса.
Трансмиссия и ходовая
ГАЗ-АА комплектуется сухой однодисковой трансмиссией с механическим рычажным приводом без кожуха. Сцепление устанавливали на незащищенный маховик. Картер слился с коробкой передач и закрыл трансмиссию.
В муфте используется одинарный шарнир, передающий крутящий момент под необходимым углом. Система его подключения к задней оси была довольно сложной. Через выходной вал коробки передач и ведущий вал. Если петля выходила из строя, ее приходилось демонтировать с рессор и тянуть задний мост.
Коробка передач на ГАЗ-АА была четырехступенчатой. Более крупной версии в 30-х годах 20 века еще не было. Коробка оснащалась прямозубыми передачами. Синхронизаторы на нем не использовались.
Независимая подвеска автомобиля — листовая рессора, но ее конструкция вызвала массу проблем. Передний представлял собой поперечно закрепленную пружину и два соединенных V-образных реактивных штанги.
Задняя подвеска — две продольные консольные рессоры. Их крепили к лонжеронам рамы и балкам заднего моста. На последнем также была установлена реактивная тяга. Колеса не имели амортизаторов, что лишало грузовик привычной плавности хода.
Рама и тормоза
Грузовик собирался на простой «лестничной» конструкции с штампованной стальной рамой. В нем два длинных лонжерона соединялись пятью поперечинами. С помощью рессор к нему крепились передний и задний мосты. Кабина и кузов устанавливались на шасси. Также он послужил основой для подвески и силового агрегата.
Тормозная система грузовика предельно проста. На все четыре колеса установлены механические, колодочные, барабанные тормоза. Они были подключены к педали тросом. Накладки на передние и задние колеса одинаковые.
В то время такая взаимозаменяемость считалась благом для водителей и ремонтников. Помимо ножного тормоза в машине применялся ручной тормоз. К задним колесам была подключена система ремней механической трансмиссии.
Кабина ГАЗ-АА
Автомобиль был смоделирован по образцу Ford AA. У американца была бревенчатая хижина с навесом. Он не отличался прочностью и долговечностью.
Сначала кабина ГАЗ-АА была аналогична своему прототипу, то есть сделана из дерева. В то время в машине использовались все американские комплектующие. С 1933 года производство перешло на отечественные комплектующие. Изменилась и кабина экипажа. Он стал цельнометаллическим, со слегка закругленным капотом и круглыми выступами над передними колесами. Верхняя часть кабины была в Дермантине.
Внутри установлены два сиденья: водителя и пассажира. В годы войны их часто заменяли обычными скамейками. Интерьер не отличался приятностью интерьера. О комфорте водителя даже говорить не приходилось. Кабина не отапливалась. Зимой водителей больше заботила изоляция капота, чем рабочее место.
Модификации
Несмотря на большое количество недостатков по современным меркам, автомобиль ГАЗ-АА на тот момент был передовым словом в отечественном автопроме. Потребность в новых современных технологиях подтолкнула разработчиков к созданию различных модификаций на базе полюбившегося в народе грузовика.
Первой ласточкой стал ГАЗ-ММ, который отличался от первоначальной версии формой капота (он стал прямоугольным, как ребра над колесами) и более мощным двигателем (50 л.с.). В условиях дефицита топлива выпускались газогенераторные модификации ГАЗ-ММ:
- ГАЗ-42 имел грузоподъемность 1 тонну, так как необходимо было возить запас дров;
- ГАЗ-43 угольно-газогенераторный вариант;
- ГАЗ-44 работал на сжатом природном газе.
В 1946 году на базе ГАЗ-АА был создан отечественный самосвал ГАЗ-410.
Для использования автомобиля в сложных условиях были созданы вездеходы на полугусеничном шасси и с опорными колесами: ГАЗ-60 и ГАЗ-65.
Для улучшения внедорожных возможностей грузовика появилась модель с измененной колесной формулой: вместо 4х2 использовалась 6х4. Модификация получила марку ГАЗ-ААА.
Для перевозки пассажиров Горьковский автомобильный завод выпустил автобус ГАЗ-03-30. Его выпускали до 1950-х годов прошлого века. Производство остановилось только во время войны.
Перед войной на базе «грузовика» производили пожарную машину ПМГ-1. Модификация ГАЗ-55 выпускалась до конца войны и стала популярной как скорая помощь. Задний мост автомобиля был оборудован амортизаторами, что облегчало транспортировку тяжелобольных.
Итог
«Грузовик» стал настоящей легендой отечественного автопрома. Машина прошла боевые испытания и непростой восстановительный период. В настоящее время ГАЗ-АА все еще хранится в коллекциях автомобилистов. Для них сейчас невозможно найти низкооктановый бензин, но они успешно ездят на керосине.