Датчики давления в шинах

Datchik davlenija v shinah

Теперь в Европе новые автомобили должны оборудоваться системой, предупреждающей водителя о проколе колеса. Системы бывают двух типов, и ведут они себя очень по-разному. Мы протестировали обе.

С ноября в Европе все новые автомобили должны оборудоваться системой контроля давления шин. И это правильно, ведь при недостаточном давлении расход топлива растет, а уровень безопасности снижается. Проблема может подкрасться незаметно, тем более на бескамерной резине: при проколе колесо сдувается медленно, и, пока заметишь, проезжаешь порядочно километров в потенциально небезопасных условиях. Система TPMS (английская аббревиатура от Tire Pressure Monitoring System — система контроля давления шин) стала обязательной в США еще в 2007 году.

С 2012 года в Европе новые модели автомобилей, лишенные системы контроля давления, не подлежали сертификации, а с ноября 201U года вошел в силу запрет на их регистрацию. Правда, он касается только новых автомобилей, а на те, что уже ездят по дорогам, никакие новые требования не распространяются.

ЗА ДЕСЯТЬ МИНУТ

Закон не содержит никаких указаний в отношении того, каким именно образом следует контролировать давление в шинах, ограничиваясь лишь требованиями к характеристикам соответствующих систем. Так, когда автомобиль движется со скоростью выше 100 км/ч, система TPMS должна в течение десяти минут среагировать, если давление в одной или нескольких шинах снизится по меньшей мере на 20% относительно предписанного производителем минимального значения. Кроме того, система обязана в любом случае подать тревогу, если давление упадет до 1,5 атмосфер.

Датчики давления в шинах

Устройства, контролирующие давление воздуха в шинах, появились не сегодня и не вчера. Первый автомобиль с подобной системой, Porsche 959, был представлен публике еще в 1986 году, а к концу двадцатого столетия датчики перекочевали и на массовые модели, такие как Peugeot 607 и Renault Laguna. Не обошлись без системы контроля давления даже автомобили BMW с шинами runflat. Современные системы можно разделить на два типа. Первый — это системы непосредственного контроля, где каждое колесо оборудовано специальным датчиком.

Второй — системы косвенного контроля: давление воздуха в разных шинах оценивается на основании данных о скорости вращения колес, получаемых от датчиков АБС.

Ясно, что первые системы намного сложнее и функциональнее. С другой стороны, они требуют особой осторожности при монтаже покрышек. Системы второго типа дешевле, единственное требование — после каждой подкачки необходимо сбросить старые настройки.

Полезное:  Китайские грузовики - BAW

Лидирует cherokee

Как работают TPMS на практике? Чтобы ответить на этот вопрос, на трассу полигона в Ваирано выехали четыре автомобиля, два — Jeep Cherokee и Mercedes C-class SW — с системами непосредственного контроля, два -Citroen DS3 и Skoda Octavia — косвенного.

Датчики давления в шинах

Всего тестов было задумано два. В первом шины накачивались до минимального давления, рекомендованного производителем, затем сбрасывались старые настройки системы TPMS (на DS3 и Octavia), и автомобили проезжали несколько километров, чтобы электроника перенастроилась. Завершив подготовку, мы снижали давление в правом заднем колесе на 25%. Потом выпускали автомобили на скорости 60 км/ч на прямик и засекали время, когда включится сигнальная лампа.

Ко второму тесту автомобили готовились так же, как к первому. Здесь системам косвенного контроля пришлось сложнее: автомобили утюжили извилистый участок с единственной 200-метровой прямой. В таких условиях колеса все время движутся по разным траекториям, и обнаружить небольшое изменение окружности колеса достаточно непросто.

Результаты лишь подтвердили предсказуемое превосходство систем непосредственного контроля. Быстрее всего справлялась система Jeep: в первом тесте она обнаружила, что правое заднее колесо спущено сразу после пуска двигателя, а во втором предупреждение на дисплее появилось через 20 с, автомобиль к тому времени успел проехать лишь 200 м. В тесте на прямой DS3 с системой косвенного контроля давления в шинах обнаружил спущенное колесо раньше, чем Mercedes С-класса, каждое колесо которого оснащено датчиком.

На щитке «француза» сигнальная лампа включилась через 1 мин 13 с, пройденный к этому моменту путь составил 1 км. Немецкой системе потребовалось соответственно 2 мин 38 с и 2,4 км. Ленивее других оказалась система Skoda: она подала тревогу через 7 мин 33 с, когда автомобиль проехал 8,7 км. Справедливости ради стоит отметить, что система косвенного контроля давления Octavia не просто сообщила, что одно из колес спущено, но и указала, какое именно.

Как мы и предполагали, второй тест оказался для автомобилей с системами косвенного контроля давления намного сложнее. Если Jeep, как и в первом случае, сообщил водителю о неприятности уже через несколько секунд, а универсал С-класса — после того, как были пройдены 2,6 км, на что в данном случае ушло 3 мин 26 с, то автомобили с более простыми системами TPMS сообщили водителям о падении давления не сразу.

В первой попытке DS3 за 11,5 мин (больше предусмотренного нормой) проехал 13 км, но водитель так и не получил предупреждения о неполадке.

Во второй мы снизили давление до 1,4 бара, и сигнальная лампочка «француза» все-таки включилась. Ушло на это 5 мин 12 с, автомобиль проехал 4,2 км. На изобилующей поворотами трассе водитель Octavia в предписанный срок тоже не получил предупреждения о падении давления воздуха в колесе на 25% ниже предписанного производителем. Правда, трасса у нас вышла слишком извилистой, такое встретишь на редких горных серпантинах.

Полезное:  Как выбрать зимнюю резину для своего авто?

Какая система лучше?

СУЩЕСТВУЮТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ давления шин двух типов: первый — с датчиками давления в колесах, которые по Wi-Fi передают сигнал на соответствующий электронный блок, второй — с использованием датчиков АБС, которые способны определить расхождение в скорости вращения колес одной оси. Первые системы сложнее и дороже, но в то же время более эффективны и надежны.

Они могут в любой момент определить давление в шине любого колеса (даже запасного), температуру шины и вывести соответствующую информацию на дисплей. Так что привычный манометр больше не нужен. Системы косвенного контроля способны лишь определить, что одно из колес спустило, но значение давления измерить не могут. Кроме того, указать, с каким именно колесом произошла неприятность, способны отнюдь не все системы подобного типа. Если давление вдруг упадет во всех колесах, система тоже не отреагирует.

датчик давления в шинах

Только в  Шиномонтаж

СИСТЕМЫ КОСВЕННОГО контроля не требуют каких-либо предосторожностей при монтаже шин. Если же в колесах установлены датчики, от работников шиномонтажа требуется повышенное внимание. Например, если зимняя резина монтируется на отдельные диски, придется покупать комплект новых датчиков. В продаже есть универсальные программируемые датчики, которые подходят для большинства автомобилей. Они, как правило, дешевле фирменных. В любом случае, чтобы проверить работу датчиков и связать их с электронным блоком, необходим специальный тестер. В общем, переставлять колеса с одной оси на другую или менять летние колеса с дисками на зимние своими силами больше не получится.

Разница заметна в поворотах

МЫ ПРОВЕЛИ два теста: один на прямой, второй -на извилистом участке. В первом случае системы косвенного контроля давления справились со своей задачей и уложились в предписанный норматив по времени, во втором, на участке, изобилующем поворотами, им пришлось очень туго.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Carsaround.ru