Студебеккер — американский грузовик, полученный по программе ленд-лиза и ставший одним из символов победы во Второй мировой войне. Техника была сдана в эксплуатацию в 1943 году, а общее количество поставленных машин составляет примерно 150 000 единиц. Здесь мы рассмотрим, каковы характеристики такой техники, поговорим о ее характеристиках и характеристиках. Отдельно рассмотрим модификации и другие грузовики, ставшие наследниками US6 в СССР.
Статистика ленд-лиза
Из уроков истории мы знаем, что Закон о ленд-лизе появился в США в марте 1941 года. Сначала его действие распространилось на Великобританию, а затем и на СССР. За все время действия закона союзники получили около 50 миллиардов долларов помощи, из которых около 10 миллиардов долларов получил Советский Союз.
На эту сумму были переданы самолеты, танки и самоходки, корабли, артиллерийское вооружение, боеприпасы, металлы, продукты питания, медикаменты и многое другое. Взамен СССР поставлял Соединенным Штатам хромовые / марганцевые руды, золото, платину и пиломатериалы.
Основной объем помощи пришелся на 43-44 годы прошлого века, когда СССР удалось переломить ход боевых действий в войне. По данным США, в конце 1945 года в Советский Союз поступило следующее количество техники:
- зенитное вооружение — около 8200 единиц;
- танки — около 7000;
- торпедные катера — около 200;
- тральщик — больше 10 и так далее
- самолеты — почти 14 800 человек;
- пулеметов — более 131 тысячи;
Помимо оружия, по ленд-лизу передано около полумиллиона грузовиков и легковых автомобилей, двухколесных транспортных средств и тракторов. При этом количество автомобилей «Студебеккер» составляло около 150 000 единиц, что было одним из факторов будущей победы.
Общее описание автомобиля Студебеккер US6
Студебеккер грузовик — это 3-осный автомобиль, произведенный Студебеккерской корпорацией. Он был произведен во время Второй мировой войны и на тот момент был самым популярным транспортом, предоставляемым в СССР по программе аренды и ссуды. Автомобиль отличается хорошими внедорожными качествами и повышенной грузоподъемностью. В отличие от грузовиков, выпускаемых в СССР, Studbekker — это полноприводная машина с тремя ходовыми осями. Помимо модели с колесной формулой 6х6 в советский Сою поступила и модификация 6х4.
По официальным данным, Studebaker US6 способен перевозить до 2,5 тонн, но рекомендуемый вес для перевозки — 4 тонны. После окончания войны норму снизили до 3,5 тонн, но на хорошей дороге грузовик справился легко с нагрузкой до 5 т. Автомобиль занимает высокое положение ответственных деталей, что позволило использовать его базу как основу для создания машин БМ («Катюша»).
Обратной стороной модели в то время было то, что она требовала использования высококачественных смазочных материалов и топлива с октановым числом 70 и выше. Кроме того, из-за повышенной нагрузки часто повреждались диски сцепления и детали заднего моста. Эти и другие недостатки привели к тому, что после окончания войны большая часть грузовиков была отправлена обратно в США.
Общие данные о грузовике Студебеккер:
Параметры | Значения |
---|---|
Скорость, км / ч | 69 |
Круиз по шоссе, км | 400 |
Шаг, м | 4,12 |
Карбюратор | Картер 429 S |
Пропускной пункт | механика |
Количество скоростей | 5 + 1 |
Приостановка | продольный с полуэллиптическими рессорами |
Напряжение, В | 6 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 6,366×2,235×2,21 |
Дорожный просвет, см | 24,8 |
Грузоподъемность, т | 2,5 |
Масса, т | 4,48 |
Технические характеристики Studebaker
При изучении автомобиля Студебеккер главного внимания заслуживают технические характеристики. Поговорим о двигателе, шасси и трансмиссии. Рассмотрим подробнее каждый из узлов.
Двигатель
Военный грузовик оснащен шестицилиндровым карбюраторным двигателем Hercules JDX. Для Советского Союза в таких агрегатах не было ничего нового, ведь в период 28-32 годов прошлого века они стали на грузовики ярославского производства. Кроме того, по характеристикам силовые агрегаты напоминали двигатели, устанавливаемые на Зис 150. Это выражается во многих аспектах, в том числе в размере цилиндра — 10,16 см. Аналогичны и другие параметры:
Параметры | Значения |
---|---|
Один тип | Геркулес JDX |
Визуализация | карбюратор |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, л | 5,24 |
Ход поршня, см | 10 795 |
Степень сжатия | 5,28 |
Мощность, л.с. | 95 |
Объем моторного масла, л | 7,5 |
Система охлаждения, л | 18,5 |
Расход топлива, л / 100 км | 38 |
Главная особенность двигателя — ориентированность на более качественные виды топлива с октановым числом 70 и выше.Для сравнения, двигатель Зис 150 хорошо справлялся с задачами на АИ-66.
Ходовая
Большинство грузовиков «Студебеккер» имеют колесную формулу 6х6, где передняя ось является ведущей. Со временем появились варианты 6х4, но их было немного. У всех машин деки были откидного типа и очень похожи по конструкции на Газ 51. Основные отличия заключались только в положении кронштейнов, картера и топливных магистралей.
К основным характеристикам подвески можно отнести:
- передний мост — сращенный, разъемный;
- задние мосты — литые, разъемного типа;
- карданные валы заднего моста — полностью разгружены;
- передняя / задняя подвеска — продольная полуэллиптическая, на рессорах.
- главная передача — шестерни в виде конусов;
Студебеккер оснащался шинами 7,5×20 «в елочку» или двусторонними шинами. Основным недостатком считалась уменьшенная ширина передних колес, которые буквально «проваливались» в мягкий грунт, а это уменьшало проходимость.
Трансмиссия
На Студебеккере такая же коробка передач, что и на Зис 150, с аналогичной схемой переключения передач. 5-ступенчатая механическая коробка передач также оснащена коробкой передач с так называемой повышающей передачей. Для инициирования движения чаще использовалась вторая скорость, а первая включалась только для прохождения сложных участков дороги.
Параметры передаточного числа для скоростей равны 6,06, 3,5, 1,8, 1,0 и 0,79 соответственно (для передач с 1 по 5). Для спины этот параметр равен 6.0. Трансмиссия Студебеккера состояла из пяти приводных валов, коробки передач и раздаточной коробки. Автомобиль оснащался мостом с прямым приводом, у которого оси и ведущие валы колес находились в одной плоскости.
Компоновка трансмиссии Студебеккер 6х6 следующая (начиная от кабины по направлению назад):
- стояночный тормоз;
- передний мост (главный);
- Контрольная точка;
- промежуточный, а затем задний мосты.
- раздаточная коробка;
В версии 4х4 конструкция аналогична, за исключением того, что передний мост не ведущий.
Кабина и удобство управления
Рассматривая грузовой корабль «Студебеккер», нельзя не упомянуть о кабине машины, выполненной из цельного металла и имеющей упрощенную компоновку. Лобовое стекло можно было поднимать на угол 90 градусов, как и на других грузовиках СССР. Внутри достаточно места даже для самого большого человека ростом около 2 метров. Но чтобы повернуть руль, нужно было нагнуться и схватить его обеими руками.
С правой стороны пять рычагов: переключения передач, включения переднего моста, управления раздаточной коробкой / лебедкой и ручным тормозом. Педали тормоза / сцепления круглые для более удобного использования. Для начала просто нажмите кнопку рядом со сцеплением. Также был выключатель головного света.
Зажигание Студебеккера имело всего два положения: включено и выключено. При этом в последних моделях штатный ключ был заменен штифтовым рычагом. Кнопка пуска активируется нажатием на сцепление.
На панели управления Студебеккера все просто, но не похоже на дизайн советского грузовика. В частности, весь раздел разделен на пять разделов. Они оснащены основными приборами, включая датчик скорости, амперметр, указатель уровня топлива, датчик давления в шинах, термометр и т.д. Водители СССР были чудом такого разнообразия, поэтому требовалось время, чтобы научиться.
Система рулевого управления «Студебеккер» выполнена в виде цилиндрического червяка, то есть двухпальцевого кривошипа. Наличие единой пары цилиндрических выступов на кривошипно-шатунном механизме V-образного типа и срабатывание гребня на поверхности уменьшали площадь контакта коробки передач и силу трения.
На рулевом винте ожидается неровный срез, поэтому передаточное число менялось в пределах 18-22. Гидроусилителя руля не предусмотрено, поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы его проверить.
Модификации Студера
Всего Студебеккер представил 13 модификаций, которые отличались шагом, расположением ведущих колес и наличием дополнительных механизмов (например, лебедок). Все модификации были обозначены буквой U, за которой следовали следующие цифры:
- 7, 8 — 5-тонный грузовик с формулой 6х4 и базой 4,12 м с лебедкой и без лебедки соответственно, количество 66 998/12 104 единиц. Годы выпуска — 1942-1945 гг.
- 1, 2 — автомобиль с колесной базой 6х6 на 3,76 м и лебедкой, количество выпускаемых моделей 425/779, год выпуска — 1941.
- 5 — цистерна вместимостью 2800 литров, база 6х6, габариты 4,12 м, лебедка не оборудована, т. Ч. 500, годы выпуска — 1941-1945 гг.
- 10-13 — самосвал 6х6 с базой 3,76 м, 10 и 12 без лебедки и 11 и 13 с лебедкой. Общее количество выпущенных моделей — 800 единиц. Год выпуска — 1943.
- Седельный тягач 6-5 тонн с формулой 6х4 и базой 3,76 м, лебедкой не оборудован, количество 8640 единиц, годы выпуска 1942-1945.
- 3, 4 — грузовые автомобили 6х6 с базой 4,12 м с лебедкой и без нее соответственно, количество — 103739/18 779, годы выпуска — 1941-1945;
- 9 — спецтранспорт с формулой 6х6 и базой 4,12 м, лебедкой не оборудован, количество 1 699 единиц. Годы — 1942-1943 и 1945 гг.
Модификации Студебеккера немного отличались и выпускались ограниченными сериями.
Советские наследники US6
Как уже отмечалось, после окончания войны многие Штудеры были возвращены в Соединенные Штаты, но часть оборудования осталась в Советском Союзе и помогала в повседневной жизни. Около 350 машин осталось в Польше, где они служили пожарной машиной. Кроме того, грузовики активно использовались в высокогорных районах, сельском хозяйстве и промышленности.
К советским преемникам этой техники относятся:
- Газ 52. Оптимизированная версия предыдущей модели с усиленным передним мостом и новой карданной передачей. 8-цилиндровый двигатель разгонял машину до 85 км / ч. К 1975 году было произведено более 3,5 миллионов таких машин, в том числе используемых в вооруженных силах. Инженерам удалось создать неприхотливую и надежную машину, способную работать даже в сложных условиях.
- Газ 51. Выпускался с 1946 по 1975 год. На долгие годы стал базовым грузовиком Советского Союза. Он имеет грузоподъемность 2,5 тонны.
Заключение
Студебеккер US6 стал одним из символов победы, и его роль в боевых действиях трудно переоценить. Помощь США стала очень важной в условиях трудностей с производством грузовиков, нехватки людей и производственных мощностей. При этом сам транспорт хорошо показал себя во время боевых действий, но в мирное время все же лидировал советский транспорт.