ГАЗ-71 — это узкоспециализированный автомобиль, который в свое время пришел на смену своему предшественнику ГАЗ-47. Вездеход разработан сотрудниками конструкторского бюро Горьковского автозавода,.
он создавался специально для нужд армии, а также использовался для освоения отдаленных регионов Сибири и их изучения. Что это за транспортное средство, какова его история и технические характеристики, и поговорим сегодня в нашей беседе.
Иcтopия появления модели
Идея создания автомобиля, способного передвигаться по любой местности, преодолевать даже самые серьезные препятствия, возникла в середине 60-х годов прошлого века, когда огромной «Стране Советов» титаническими усилиями наконец удалось оправиться от Великая Отечественная Война.
Планировалось, что машина будет использоваться для исследования труднодоступных территорий Дальнего Востока, Сибири и т.д. Он должен был служить развитию газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности. Забегая немного дальше, заметим, что вездеход ГАЗ-71 отлично справился с поставленной задачей.
Важно отметить, что новый автомобиль, помимо прочего, должен был путешествовать не только по суше, но и по воде, чтобы выполнять свои функции в неблагоприятных погодных условиях, таких как экстремально низкие температуры и высокий уровень влажности.
Как уже упоминалось выше, предшественником 71-й модели была модель 47, выпускавшаяся в компании, о которой мы говорили, в период с 54-го по 64-й год. Он использовался в различных сферах жизни человека и получил высокую оценку за надежность и высокую фоновую емкость. Однако вездеход морально устарел — стало понятно, что ему нужна срочная замена на более современную на тот момент модель.
«Отцом» автомобиля считается известный конструктор В. Рогожин, который, взяв за основу ГАЗ-47, полностью его перенастроил, перенес силовую установку в центр машины, повернул в обратном направлении и поместил его между десантным отделением и кабиной.
Это решение позволило установить более мощные двигатели и добиться идеальной развесовки. Внедорожник стал длиннее и ниже, его ходовые качества улучшились даже при движении по воде. Модель тестировалась в разных условиях: на болотах, в пустыне и даже на Кольском полуострове.
Во время производства ГАЗ-71 его создатели столкнулись с серьезной проблемой — выяснилось, что производственных мощностей предприятия недостаточно для удовлетворения потребностей большой страны. Поэтому со временем производственную линию перенесли на более мощный Заволжский завод, но это произошло только на 73-м году.
Конструктивное исполнение
ГАЗ-71 — это гусеничный транспортер, прочный снегоболотоход, способный передвигаться по воде, а значит, он также имеет функции амфибии. Он отличается высокой проходимостью, центральным расположением двигателя и впечатляющей грузоподъемностью.
Платформа изготовлена из листов легированной стали разной толщины, кузов полностью герметичный, разделен на три секции: кабина, грузовая платформа и моторный отсек. В качестве границ между отделениями используются стальные переборки, в которых есть специальные люки, упрощающие процесс ремонта и обслуживания машины. В моторном отсеке есть помпа, которая нужна для перекачивания воды при заезде в бак.
Учитывая предназначение, а это перевозка не только грузов, но и людей, разработчики оснастили кузов автономной системой обогрева и предусмотрели возможность установки тента. Последний, кстати, натягивается на специальный каркас, для хорошей вентиляции используется рукав.
Особенности компоновки гусеничного трактора обусловлены сферой его использования, и это решение широкого круга задач:
- перевозка людей и грузов;
- буксировка прицепов массой менее 2 тонн;
- буксировать другие автомобили, в том числе застрявшие на бездорожье.
Конвейер свободно перемещается по любой дороге и по воде, изначально разрабатывался для работы при температуре окружающего воздуха от -50 до + 40 градусов, легко переносит хранение без гаража.
Технические характеристики ГАЗ-71
Двигаясь по суше, транспортер демонстрирует отличную маневренность и развивает высокую скорость, ограниченную отметкой 50 км / ч. Учитывая общий вес, это отличный показатель. Преодолевая болотистую местность, машина способна развивать скорость до 18 км / ч.
Говоря более подробно об эксплуатационных характеристиках, следует отметить следующее:
- Размеры: 5,3 х 2,5 х 1,7 метра.
- Расход топлива 100 литров на 100 км.
- Расстояние — 1,7 м.
- 4 топливных бака объемом более 232 литров каждый.
Двигатель
Автомобиль приводится в движение 8-цилиндровым бензиновым двигателем ЗМЗ-41 объемом 4,25 литра, мощность которого составляет 115 л.с. Он работает вместе с карбюратором и установлен в специальном отсеке, отделенном от других конструктивных элементов внедорожника металлическими пластинами. Их можно легко снять в случае необходимости ремонта или обслуживания.
В этом же отсеке находится система, одновременно активирующая не только силовую установку, но и коробку передач, а также сцепление и дополнительную скорость. Модели нового поколения, получившие название ГАЗ-3403, оснащаются дизельными агрегатами.
Трансмиссия
Вместе с вышеупомянутыми двигателями работает 5-ступенчатая механическая коробка передач с 4-мя передними и одной задней передачами.
Раздаточная коробка оснащена двойной передачей. Сухое однодисковое сцепление. Бортовые передачи доступны как дополнение к этой конструкции. Переключение между первыми двумя передачами осуществляется с помощью дроссельной заслонки.
Подвеска и ходовая часть
Основа рамы представлена гусеницей и катками в количестве 12 штук. Гусеницы прорезиненные, работают в паре с 2-х рядными колесами.
Задние катки оснащены гидроамортизаторами. Все 83 элемента каждого рельса соединены прочным стальным крепежом. Чтобы продлить срок их эксплуатации, были установлены снегоуборщики, предотвращающие наледь. При необходимости снегоуборщики снимают.
Тормозная система
Автомобиль оборудован ленточными тормозами, система представлена рабочим и стояночным тормозом. Первый представлен стальными ремнями, к которым при помощи заклепок крепится фрикционный материал, состоящий из медно-асбестового сплава.
Диаметр барабанов — 29,4 см. Надежный рабочий тормоз гарантирует, что тяжелая техника остается на стоянке. Для удержания органов управления используются защелки, управление которыми осуществляется кнопками, установленными на ручках.
Кабина и органы управления
Кабина вездехода металлическая; Доступ к нему осуществляется через распашную дверь, установленную сбоку, или через люки в крыше. Внутри есть кресла на 10 человек, полумягкие кресла с откидной спинкой способствуют их удобному размещению.
На борту есть возможность установить сантехническое оборудование для эвакуации раненых. Платформа для перевозки грузов расположена непосредственно в кузове, процесс погрузки / разгрузки упрощается за счет того, что верхняя часть двери багажного отделения откидывается.
Конвейер управляется системой педалей и рычагов. Скорости в коробке передач и раздаточной коробке переключаются отдельными рычагами. Чтобы повернуть автомобиль, необходимо выключить сцепления, для этого опять же используются рычаги. Управление бортовым оборудованием осуществляется кнопками и тумблерами, которые расположены на панели приборов в зоне свободного доступа водителя.
Сама панель представляет собой пульт с установленными внутри лампами и переключателями. Он также содержит спидометр. По обеим сторонам приборной панели установлены вентиляторы, обогревающие лобовое стекло.
Поскольку вездеход оборудован четырьмя топливными баками, на панели есть переключатель, позволяющий проверить уровень топлива в каждом из баков. Лампочки используются для освещения щита в ночное время.
Итог
Автовоз ГАЗ-71, который сегодня можно купить только в подержанном состоянии, — настоящая легенда советского автопрома. Его цена остается постоянно высокой, но найти такой автомобиль не так-то просто, мы не смогли найти сообщений о продаже таких автомобилей на тематических интернет-сайтах.
Несмотря на то, что выпуск модели завершился в 85-м году прошлого века, она до сих пор активно используется в различных отраслях и в народном хозяйстве, особенно популярна на Севере, в труднодоступных местах, который недоступен другими способами.