Эффект присутствия
Обычно посторонних на краш-тесты не допускают. Но в этот раз, в преддверии начала продаж нового Volvo ХС90, журналистам решили продемонстрировать фирменный вольвовский краш-тест, имитирующий съезд машины с дороги.
В обязательной программе краш-тестов EuroNCAP такого упражнения нет. В настоящее время в мире вообще не существует законодательно утвержденного регламента или программы испытаний для оценки возможностей автомобиля обеспечить защиту людей на случай съезда с дороги.
Но в жизни подобные ДТП отнюдь не редкость.
Эксперты утверждают, что вылет с дороги — это наиболее часто случающийся вид аварий, которые происходят из-за потери внимания или усталости водителя, а также при плохих погодных условиях. Например, в США в результате съезда с дороги происходит половина всех ДТП со смертельным исходом. В Швеции примерно треть смертей и тяжелых травм в дорожных авариях приходятся на долю таких случаев. Советы автомобилистам.
Статистика удручающая, вот и озаботились шведские инженеры проблемой минимизации их последствий. Решение было найдено комплексное, оно включает в себя электропривод для быстрого натяжения ремней безопасности, а также систему энергопоглощающих элементов в конструкции сиденья, которые деформируются и гасят действующие на человека силы, возникающие при жестком приземлении автомобиля.
Нас пригласили увидеть своими глазами то, как все это работает на практике.
Полный контакт
Для проведения подобных испытаний в «Центре безопасности Volvo» используется уникальный поворотный тунннель, позволяющий разогнать автомобиль до заданной скорости и направить его… Куда? А куда угодно, в зависимости от поставленных перед испытателями задач. На улице, при выходе из туннеля оборудованы всевозможные естественные препятствия. Начиная с участка дороги с глубокой обочиной (как в нашем случае) и заканчивая лесной опушкой, скалами и даже небольшим прудиком.
Поворачиваясь по направляющим рельсам,туннель может быть направлен в сторону любого из них.
— И сколько же там на дне автомобилей? — пытаюсь пошутить с сотрудниками полигона.
— Нисколько, — ответ предельно серьезен. — Все машины мы аккуратно достаем и направляем в лабораторию на всестороннее исследование!
Все понятно, шутки тут неуместны…
Зато нам подробно поясняют, что по сценарию предстоящего краш-теста автомобиль на скорости 80 км/ч съедет с дороги, попадет в канаву и ударится о ее край. Далее свободный полет и приземление как получится. Обычно это приводит к большим вертикальным нагрузкам на водителя и пассажиров, сравнимых с теми, которые испытывает летчик при катапультировании.
Тем временем загораются прожектора и механический голос начинает бесстрастно отсчитывать: десять, девять, восемь… ноль! Из разгонного туннеля вылетает ярко-желтый
Volvo ХС90 («Эх, жалко-то его как!» — успел вздохнуть кто-то в толпе зрителей), «спотыкается» о глубокую обочину, подскакивает, едва не переворачивается в воздухе и замирает, уткнувшись в высокую земляную насыпь. Медленно оседает пыль. Пока автомобиль еще был в полете, успеваю заметить, что сработали подушки безопасности.
К машине подбегают работники полигона, легко открывают все четыре двери, быстро осматривают салон и широким жестом приглашают журналистов подойти поближе: мол, убедитесь, ничего страшного не произошло!
Всеобъемлющие выводы о том, кто выжил, кто нет, кто и насколько сильно пострадал, сделают чуть позже, когда расшифруют данные телеметрии. Но сомнений в благополучном исходе, похоже, ни у кого нет: эксперименты с аттракционами и специальным образом запрограммированными промышленными роботами не прошли даром. Стандартные системы безопасности нового Volvo ХС90 обеспечивают надежную защиту водителя и пассажиров при съезде с дороги. К слову сказать, по сравнению с моделями 70-х годов они сокращают риск серьезных повреждений или смерти более чем на две трети.
Стратегия-2020
Но на самом деле шведов уже не устраивают и эти цифры. Дело в том, что недавно ими была принята так называемая Стратегия-2020, согласно которой уже через пять лет люди вообще не будут погибать в ДТП или получать увечья, находясь в новых автомобилях Volvo!
Характерно, что никто еще в автоиндустрии не пытался сделать ничего подобного. Шведы же готовы идти еще дальше, объявляя, что в долгосрочной перспективе автомобили Volvo вообще станут избегать столкновений.
Понимаете, что это значит? Это значит, что следующий ХС90, который, по логике вещей, должен как раз появиться где-то после 2020 года, станет абсолютно безопасным автомобилем: попасть на нем в аварию будет весьма маловероятно, а пострадать в ней станет и вовсе невозможно! Ну разве что вы сами ткнете, например, авторучкой себе в бок…