Камаз для ралли «Дакар» — грузовик модели 4326-9, предназначенный для гонок. Он специально подготовлен для спортивных соревнований, с более мощным двигателем, продуманной подвеской / тормозной системой и особой компоновкой кабины.
С 2007 года машина участвует в соревнованиях и показывает хорошие результаты. Ниже мы рассмотрим, в чем особенности этого транспорта, приведем его технические характеристики и поговорим о характеристиках салона.
История создания и производства Камаз ралли Дакар
Необходимость создания нового КамАЗа для «Дакара» связана с изменением требований к грузовикам, установленных FIA. По новым правилам появилась возможность улучшать машину на основе серийных деталей. В итоге с 2007 года новый автомобиль оснащался агрегатом ЯМЗ-7Е846.10-07 мощностью 850 лошадиных сил, с 2011 года его заменили на ТМЗ-7E846.1007, а в 2013 году на него установили Liebherr D9508 мощностью 920 лошадиных сил установлен.
В процессе модификации разработчики перемещают силовой агрегат на 40 см, а часть кабины на 20 см к задней оси. Это привело к улучшению распределения веса грузовика, а за счет уменьшения переднего свеса повысилась проходимость. При этом работа по совершенствованию технологии продолжается и по сей день.
На данный момент Камаз 4326 сделан с учетом технических требований организаторов и первым подвергся оптимизации. Главная особенность — внимание к инородным деталям, которые можно найти практически в любой части автомобиля, от двигателя до элементов шасси.
Команда Камаз-мастер
Залог успеха — не только оборудование, но и команда «КАМАЗ-мастер», собранная для участия в таких полетах. Его представители связаны с автомобильным заводом в Набережных Челнах и участвуют в соревнованиях. Во время гонок экипажи многократно побеждали в гонках и считаются самой сильной командой в классе спортивных грузовиков.
Команда была официально сформирована в 1988 году, и первые соревнования прошли на территории Польши. Уже в первый год им удалось занять второе место, что послужило первоначальным толчком к будущему успеху. В дальнейшем экипаж регулярно получал золотые, серебряные и бронзовые медали, участвовал во многих соревнованиях и ралли.
В 1993 году в жизни коллектива сложилась непростая ситуация, которая практически прекратила свое существование. Причина — авария, в результате которой произошел пожар на заводе двигателей КамАЗ. В тот период на первом месте стояла реставрация технической составляющей, а многие проекты отошли на второй план. Много времени ушло на поиски нового спонсора, ведь далеко не все клубы верили в будущее команды и ее восстановление после аварии.
В 2012 году было принято решение омолодить состав, появились новые члены команды и сменился лидер. Первые гонки оказались провальными, но затем ситуация улучшилась. Последние пару лет тоже были довольно хорошими. Затем в 2020 году команда выиграла золото и серебро в ралли «Дакар», а в 2021 году — золото в ралли-марафоне
Всего за 21 год участия команда выиграла 10 раз, второе — пять раз, а третье — один раз. В команду «КАМАЗ Мастер» входят победители Кубка мира, мастера международного класса и другие участники.
Лидер — С. Якубов. Интересно, что в 2012 году вышла книга «Жизнь измеряется в Дакаре» с описанием истории. С 2005 года генеральным спонсором выступает банк ВТБ, а в 2021 году появился сериал «Мастер», в котором изображения главных героев взяты с реальных персонажей.
Как устроен Камаз-4326
Главная особенность КАМАЗа, используемого на гонках «Дакар», — это использование многих импортных комплектующих. В частности, грузовик укомплектован французскими шинами Michelin, голландскими амортизаторами Reiger, турецкими карданными валами Tirsan Cardan и так далее. Кроме того, грузовик оснащен австрийской раздаточной коробкой Steyr, бельгийскими тормозами Vabko, немецким сцеплением и т.д. Все элементы хорошо согласованы между собой, что обеспечивает оптимальную работу и технические характеристики.
Основные характеристики:
Основные характеристики | Значения |
---|---|
Колесо формул | 4×4 |
Полная / снаряженная масса, т | 10,8 / 9,5 |
Положение кабины | над двигателем |
Тип колеса / шины | диск / шина |
Размер корпуса (ДхШхВ), м | 7,22×3,35×2,55 |
Шаг, м | 4,25 |
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т | 4,8 / 4,7 |
Мотор | Liebherr |
Мощность, л.с вместе с. | 920 |
Пропускной пункт | ZF / механика, 16 ступеней |
Расход топлива, л / 100 км | до 140 |
Скорость, км / ч | до 163 |
Разгон от 0 до 100, с | шестнадцать |
Емкость топливного бака, л | 1000 |
Двигатель: требования и ограничения
С момента появления на Камаз 4326 было установлено множество вариантов двигателей. Давайте кратко рассмотрим их особенности:
- ЯМЗ 7Э846.10-07 — дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 18 472 л и мощностью 849 «лошадиных сил». Двигатель имеет восемь V-цилиндров с ходом 15 см. Количество клапанов — 32.
- TMZ 7E846.10-07 — еще один дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 18 472 л, с ходом поршня 15 см и мощностью 830 «лошадиных сил». Двигатель имеет восемь цилиндров в V. Одна из разновидностей — TMZ 7E846.10 с промежуточным охладителем и системой дизельного / метанового топлива.
- На данный момент грузовик оснащается силовой установкой Liebherr мощностью 920 «лошадиных сил» и объемом 16,2 литра. Причиной замены стало требование FIA, по правилам которой использование двигателей объемом более 16,5 литров запрещено.
Это дизельный двигатель с турбонаддувом и интегулером с V-образным расположением цилиндров (восемь штук). Благодаря использованию природного газа из двигателя было выжато больше мощности. При приготовлении топлива используется 70% дизельного топлива и 30% газа.
Газовая схема имеет ряд преимуществ:
- увеличение мощности двигателя на 50 лошадиных сил;
- снижение расхода дизельного топлива;
- наличие двух видов топлива (после окончания газа машина продолжает работать на солярке).
- простота установки оборудования;
«Обжорство» КамАЗа ралли на «сотню» составляет 70-200 литров, но на ровных участках этот параметр составляет 45-50 литров.
Ходовая и трансмиссия, ручная подгонка
На каждом из колес КАМАЗа для ралли Дакар установлено по два голландских амортизатора. Спереди установлены пружины, но они отечественные. На задней оси предусмотрены пружины и амортизаторы, а спереди установлена пара упругих элементов.
Мощность двигателя передается на автоматическую коробку передач, а затем на раздаточную коробку в центре, после чего мощность распределяется на переднюю и заднюю оси. Карданные валы соединены раздаточной коробкой с обоими мостами. Оси оснащены опорами гидроцилиндра стабилизатора.
Их можно отключить с помощью рычагов переключения передач. Размер диска составляет 22,5 дюйма, что обеспечивает лучшую вентиляцию и снижает риск перегрева тормозов. Для удобства сделана регулировка углов установки рулевого колеса, обеспечивающая наилучшие характеристики подвески.
Тормоза Камаза для гонки Дакар
Тормозная система представлена четырьмя барабанами на каждом из колес. Основная система работает с пневмоприводом, а размер барабанов остается 40 см. Благодаря продуманной вентиляции (о которой говорилось выше) можно не бояться перегрева при активном движении и торможении.
В кабине Камаза 4326
Рассматривая грузовик для Дакара, необходимо понимать, что в классическом варианте кабина отличается от спортивного варианта. Так, стандартная версия была создана в 1970-х годах и выпускается серийно с 1976 года. Внутри три сиденья и сиденья с гидроподъемником. Койки в базе нет, но габариты кабины 1,58х2,304х1,42м, а внутри ширина 2,08м.
В некоторых модификациях не только простая, но и удлиненная версия салона оснащена компактной зоной отдыха и увеличенной высотой. Внешняя длина кабины спальника — 1,98 м. С начала 2000-х на КАМАЗ устанавливается обновленная версия кабины К2. Главной особенностью стала большая высота уже у основания, которая увеличилась с 1,42 до 1,535 м, а также увеличение внутреннего объема.
Особенности включают в себя установленные на бампере шины, сиденье водителя и регулировку рулевого колеса. При этом пассажирские сиденья жестко прикреплены к полу и не регулируются. Для посадки предусмотрена специальная подножка и поручень, поэтому сесть не составит труда даже невысокому водителю / пассажиру.
Камаз для Дакара имеет внешне похожую кабину, но с некоторыми особенностями. В частности, особое внимание было уделено организации рабочего места экипажа. Основное устройство, которое хорошо видно водителю, — это спидометр, остальные показания контролирует механик. Задача третьего члена экипажа (штурмана) — проложить правильный маршрут.
Все навигационные приборы расположены в центре панели между механиком и водителем (пилотом). При этом услышать что-то внутри салона нереально из-за большого шума, поэтому шлем есть у каждого участника поездки. Он подключается к внутреннему общению, посредством которого общение организовано.
На протяжении всей гонки механик может следить за показаниями камер в машине (их четыре). Один предоставляет информацию о ситуации со спортивного грузовика по правому борту, а остальные устанавливаются внутри. Это сделано для своевременного оповещения экипажа о возгорании внутри автомобиля. Благодаря камерам вы вряд ли сможете пропустить этот момент.
На двери со стороны механика есть сумка, в которой есть все необходимое для мелкого ремонта. В этом случае вы можете быстро выполнить работу, опрокинув кабину и проанализировав ситуацию.
Также стоит отметить, что кабина автомобиля получила две пары пружинных креплений, как и все грузовики. Во время движения это сразу видно по значительному уменьшению раскачивания при движении по бездорожью.
Итоги
Популярность автомобиля Камаз на гонках «Дакар» не осталась незамеченной. В последние годы много автомобилей было продано не только в России, но и за рубежом. Так, в 2019 году этот показатель составлял около 13,5 тысяч единиц, а в 2020 году — почти 30 000. Для сравнения, 10 лет назад этот показатель был почти в 10 раз меньше. Наиболее важными покупателями являются Индия, Пакистан, Казахстан, Иран, Вьетнам и многие другие страны.
По сравнению с базовой моделью гоночный автомобиль претерпел ряд заметных изменений. В частности, увеличилась мощность двигателя и появилась возможность работать на газе. Двигатель машины сместили на 40 см, а саму кабину пришлось переместить на 20 см. Кроме того, разработчики использовали множество посторонних компонентов, что сделало машину более надежной.