Контроль уровня топлива в баке грузовика — необходимость, позволяющая подобрать оптимальный вариант вождения транспортного средства, оптимизировать время его работы, уточнить нормы расхода топлива и исключить кражи.
Для решения проблемы используются ультразвуковые, поплавковые и емкостные датчики, позволяющие контролировать интересующий параметр и своевременно принимать меры. Ниже мы рассмотрим, для чего нужен контроль, какие существуют методы и как драйверы научились накручивать разные устройства.
- Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика
- Как измеряют уровень топлива
- Проверка уровня горючего в баке
- Контроль по топливной магистрали
- Данные с CAN-шин
- Дополнительные методы
- Классификация датчиков уровня автомобильного топлива
- Датчик поплавкового типа
- Емкостный измеритель уровня топлива
- Ультразвуковой датчик
- Как водители обманывают датчик уровня топлива
- Итог
- Как легко измерить количество топлива
Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика
Кража топлива на грузовиках — настоящая проблема, с которой сталкивается практически любой автопарк. Финансовые потери в этих случаях могут достигать 500-1000 долларов и более. Для уменьшения протечек владельцы транспорта используют различные методы контроля, в том числе пломбирование бака, использование талонов или установку датчиков уровня топлива в баке.
Использование купонов защищает от мошеннических проверок, но не мешает водителю выгрузить дизельное топливо и перепродать его. Пломбирование помогает предотвратить мошенничество, но требует собственной АЗС. Более эффективное решение — установка датчика, контролирующего уровень топлива.
Применение специальных мер позволяет не только защититься от кражи, но и решить другие проблемы:
- Выбирайте оптимальный способ использования технологии в производстве. В этом случае также отслеживаются обороты двигателя, баланс, расход и т.д.
- Уточнение нормы расхода. Постоянный мониторинг позволяет получать достоверную информацию о расходе топлива для любого оборудования. Особенно это актуально для спецтехники и тракторов. Информация о фактическом расходе топлива часто является приблизительной, что не позволяет адекватно контролировать расходы на использование грузового автомобиля.
- Контроль времени использования технологии. Позволяет избежать неправильного использования или простоя при транспортировке. Другими словами, вы можете платить водителям за фактически отработанное время.
Как измеряют уровень топлива
Есть несколько методов контроля топлива, которые можно использовать в производстве. Рассмотрим основные варианты.
Проверка уровня горючего в баке
В этом случае для мониторинга используются специальные датчики, которые позволяют получать информацию об объеме топлива, видеть количество ежедневных заправок, определять факты кражи или проверять расход. Для этих целей используются различные типы датчиков и счетчиков топлива.
Профессионалы:
- возможность измерения разных видов топлива;
- не нужно вмешиваться в топливную систему двигателя;
- небольшая цена;
- контроль заправки / слива топлива.
Недостатки:
- проблемы с обнаружением сливы;
- сложность проверки уровня за короткое время, когда машина проехала небольшое расстояние;
- относительно невысокая точность измерения;
- необходимость калибровки бака грузового автомобиля.
Контроль по топливной магистрали
В этом случае измеряется фактический расход топлива, после чего рассчитывается уровень. Для получения информации о мгновенном расходе можно использовать расходомер, который монтируется в топливной магистрали. Они бывают дифференциальными и однокамерными. Первые рассчитывают расход топлива как разницу между расходами на входе и выходе, вторые измеряют объем жидкости, пересекающей линию.
Профессионалы:
- возможность выявления любых отказов двигателя;
- управление потоком в разных режимах двигателя;
- точность измерений;
- снижение риска кражи топлива.
Недостатки:
- отсутствие контроля за объемом и сроками заправки.
- сложность процедуры;
Данные с CAN-шин
Расход топлива можно контролировать с помощью шин данных автомобиля, которые объединены в единую сеть. Бортовые информационные системы передают данные о параметрах автомобиля, в том числе интересующую информацию. Эти CAN-интерфейсы позволяют получать сообщения с информацией об уровне топлива, расходе, израсходованном объеме, почасовых / путевых потерях.
Преимущества метода:
- возможность избежать использования дополнительных датчиков.
- большое количество полезной информации;
Недостатки:
- нет информации о заправке / сливе топлива.
- меньшая точность, чем у расходомера;
Дополнительные методы
В дополнение к рассмотренным выше могут быть использованы дополнительные методы:
- Метод расчета Измерение уровня топлива возможно с помощью метода расчета. Это наиболее простой и наименее точный метод, предполагающий использование расчетных формул. Все, что нужно, это ввести нормативный расход для автомобилей, оборудованных GPS-локатором, после чего программа умножит этот параметр на пробег. В результате можно рассчитать количество сожженного топлива и текущий уровень топлива.
- Инжектор импульсов. Если в автомобиле есть ЭБУ, проверка может производиться импульсными сигналами с помощью бесконтактного считывателя. Сигналы записываются без электрического контакта с проводами форсунок и без вмешательства в электронику машины.
Классификация датчиков уровня автомобильного топлива
Как уже отмечалось, основным элементом управления является датчик уровня топлива, с помощью которого можно увидеть реальный остаток топлива и, таким образом, контролировать водителя.
Датчик поплавкового типа
Одно из самых дешевых и надежных устройств для замены топлива в баке грузовика. Такие устройства работают в условиях сильных вибраций и колебаний топлива, что может привести к ошибкам в процессе измерения. Чтобы уменьшить влияние этих моментов, датчик поплавка установлен в специальной демпферной трубе, диаметр которой немного больше диаметра самого поплавка.
Конструктивно механизм представляет собой поплавок, перемещающийся по вертикальной штанге. Внутри находится постоянный магнит, а в прикладе, который выглядит как полая трубка, — язычковый элемент. Последний контакт активируется при приближении магнита. Если нет возможности установить датчик сверху, его можно закрепить на стене. В такой ситуации на шарнире фиксируется поплавок с магнитом, а геркон — в корпусе.
Емкостный измеритель уровня топлива
Емкостной датчик может использоваться для получения точных данных об уровне топлива в баке. В его функции входит измерение объема топлива, а также контроль заправки и выхлопа. Датчик подключается к контроллеру через аналоговый / цифровой вход. Принимая во внимание размер и габариты резервуара, может потребоваться установка 2 или более датчиков, что повышает точность.
Конструктивно емкостной датчик представляет собой длинный конденсатор переменной мощности, который установлен в баке. Параметр емкости и выходной сигнал изменяется с учетом того, какая часть датчика погружена в топливо. Точность информации зависит от количества измеренных точек. В частности, для современных ДУТ этот параметр составляет около четырех тысяч точек по глубине резервуара. Как правило, глубина цистерны в грузовике составляет не более 70-80 см, а это значит, что изменения в емкости для грузовика можно зафиксировать примерно на 0,2 мм.
Специальные программы используют специальные алгоритмы для сглаживания скачков уровня. Кроме того, параллельно рассчитывается расход топлива с учетом скорости, оборотов двигателя, информации о зажигании и других данных. Если устройство настроено правильно, его погрешность не превышает 3%, но на этот параметр могут влиять другие факторы (скорость, качество топлива и т.д.). При этом обмануть такое устройство практически невозможно.
Ультразвуковой датчик
Такое устройство работает по другому принципу. Здесь от излучателя идет сигнал, отраженный от границы и обратно. В этом случае электроника ультразвукового ДУТ контролирует время прохождения и возврата сигнала. Он регистрирует время, необходимое для прохождения сигнала, и делит его на две составляющие с последующим преобразованием в электрическую составляющую.
Сегодня для определения положения излучателя используются три ультразвуковых метода:
- Вверху резервуара. Данные передаются по воздуху до предела топлива, отражаются и возвращаются.
- Внизу емкости. Сигнал проходит через топливо до тех пор, пока он не соприкасается с воздухом, а затем отражается.
- Под днищем бака. В этом случае сигнал исследуется через дно емкости.
Недостатком ультразвукового датчика является необходимость периодической очистки. Кроме того, ошибка редко превышает 1-2%.
Использование высокоточного датчика сводит к минимуму неправильную индикацию уровня топлива. К тому же такие устройства сложно обмануть, ведь учитывается множество параметров: наличие работающего двигателя, параметры спидометра, углы наклона бака и прочее.
Как водители обманывают датчик уровня топлива
Воображение водителей грузовиков не знает границ, поэтому они придумали множество способов обмануть и украсть топливо. Рассмотрим основные варианты:
- Дренаж из угловой установленной машины. Грузовик движется в гору, так что топливо течет в направлении, противоположном датчику. В этом случае фиксируется неправильный уровень и водитель может слить определенное количество топлива. В дальнейшем изменения отменяются по ошибке ДУТ.
- Дренаж из «обратки». В старых грузовиках неиспользованное топливо вытекает из двигателя самотеком, что позволяет собирать топливо в отдельный контейнер. В этом случае можно украсть около 5 литров на 100 км. На новых машинах переработана топливная система, поэтому использовать эту схему нельзя.
- Повреждение датчика. Самый простой способ — это механическое повреждение ДУТ, потому что водитель не несет за это ответственности. Если устройство не работает должным образом, появляется возможность украсть топливо. Для повреждений, ударов, воздействия кипящей воды, короткого замыкания конденсатора и т.д.
- Добавление дополнительных жидкостей. В качестве альтернативы водители могут обесточить систему, слить, например, 60 литров топлива, а затем добавить около 1500 мл спирта. В этом случае проницаемость топлива меняется, и это позволяет обмануть систему.
В качестве альтернативы возможны другие варианты:
- Изменение объема топливного бака путем добавления и надувания подогревателя.
- Поражение электрическим током самой цепи за счет разряда 2,5 кВ.
- Повреждение соединительных кабелей, ведущих к датчику топлива.
- Нанесите смазку / кислоту на разъемы, что приведет к неисправности устройств.
- Регулировка вязкости путем измельчения дизельным топливом, газовым конденсатом или водой.
- Установка игл в проводах для короткого замыкания внутренней цепи.
- Установка терминала GPS или Глонасс на 30 секунд в работающую микроволновую печь.
- Делаем замеры в работе стрелки уровня топлива и тд
Практически все варианты предполагают повреждение датчика и являются вандализмом. Такие случаи выявляются при первой детальной проверке, которая заканчивается наказанием водителя и даже его увольнением.
Итог
Использование современных систем контроля уровня топлива позволяет минимизировать вероятность хищения топлива из бака грузового автомобиля. Для этих целей все чаще используются современные ДУТ, а также системы мониторинга, позволяющие дистанционно контролировать расход, уровень, наполнение / слив и другие параметры.
Как легко измерить количество топлива