Даже если дифференциал ведущего моста заблокирован, стронуть автомобиль с места на скользкой дороге достаточно сложно. Надо уметь так держать педаль газа, чтобы двигатель (ДВС) автомобиля не превышал оптимальной частоты вращения для данного сцепления ведущих колес с покрытием дороги. В противном случае оба ведущих колеса начинают проворачиваться и тяговое усилие резко падает.
Система антипробуксовки ведущих колес (ASR) освобождает водителя от необходимости контролировать обороты двигателя в начале движения и при разгоне автомобиля.
Основная идея, реализованная в системе ASR, состоит в согласованном управлении частотой вращения ДВС посредством автоматического воздействия на положение специальной вспомогательной дроссельной заслонки.
Исполнительный механизм (ИМВД) вспомогательной дроссельной заслонки (ВДЗ) включает в себя шаговый электродвигатель (ШЭД) с управлением от ЭБУ «ABS-ASR» и понижающий редуктор, передающий шаговое движение ШЭД на поворотную ось вспомогательной дроссельной заслонки.
Когда ВДЗ полностью открыта, система ASR в управлении двигателем участия не принимает. При полностью закрытой ВДЗ — система ASR активирована на 100% (т.е. ДВС работает под нагрузкой на минимально возможных оборотах). В промежуточных положениях вспомогательной дроссельной заслонки система ASR посредством использования сигналов от ЭБУ-ABS плавно («шаг-за-шагом») регулирует обороты двигателя, удерживая постоянство (одинаковость) вращения ведущих и пассивных колес. Тяговое усилие, приложенное к автомобилю, при этом максимально.
Если в начале движения или при разгоне автомобиля ведущие колеса пробуксовывают, то в работу включаются все три электромагнитных клапана ГИМ-ASR и систвма ASR активируется. Автоматическое регулирование крутящего момента двигателя и торможения ведущих колес обеспечивает устойчивое ускорение автомобиля. Это происходит потому, что ЭБУ «ABS-ASR» прикрывает вспомогательную дроссельную заслонку (ВДЗ), уменьшая подачу воздуха в цилиндры ДВС и тем самым понижая крутящий момент.
Одновременно с этим система ABS следит за тем, чтобы ведущие колеса вращались с такой же скоростью, как и пассивные.
Система ASR в отличие от системы EDS работает одновременно с системой ABS. Для этого должны выполняться следующие условия:
— дроссельная заслонка не должна находиться в краевых положениях, а должна быть приоткрытой, так как ДПГД в краевом положении «закрыто» делает работу системы ASR неэффективной, а в краевом положении «открыто» — выключает систему ASR;
— коробка переключения передач не должна находиться в положении «Р-стоянка» или «N-нейтраль»;
— хотя бы одно буксующее колесо должно достигнуть скорости вращения 1,2…1,3 оборота в секунду;
— педаль тормоза должна быть отпущена, так как включение датчика стоп-сигнала активирует самостоятельную работу системы ABS (без участия системы ASR).