С двухтактным циклом работают в основном дизельные ДВС и бензиновые ДВС малой мощности. Особенностью двухтактного двигателя является отсутствие в нем отдельных тактов для насосных процессов выпуска отработавших газов и впуска свежей порции ТВ-заряда. Эти процессы частями входят в два главных рабочих такта — в такт «расширения» и в такт «сжатия». Главное что между этими рабочими процессами нет жесткой границы.
ПРИНЦИП ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Двухтактный рабочий цикл начинается с расширения от ВМТ. Это соответствует рабочему ходу поршня. Через 120° поворота коленвала (KB) открывается выпускной клапан 1 и начинается процесс выпуска отработавших газов (точка У) под остаточным давлением (Рос, = 4 атм). Примерно еще через 10° поворота в точке У поршень открывает впускные (продувочные) окна 4 и через них от продувочного насоса в цилиндр начинает поступать свежий воздух (в дизеле) или ТВ-смесь (в бензиновом ДВС).
Давление продувки чуть выше Рос,. После НМТ поршень пойдет вверх, но до точки X’ продувочный насос будет продолжать вытеснять отработавшие газы и наполнять цилиндр свежим зарядом (50° поворота коленвала от НМТ).
В точке X’ поршень перекроет продувные окна и до точки X будет работать на принудительное вытеснение отработавших газов через открытый выпускной клапан 1 (10° поворота KB). В точке X распределительный привод закроет выпускной клапан, и с этого момента в цилиндре начинается рабочий процесс «сжатие». В точке Z произойдет воспламенение ТВ-заряда (в дизеле от сжатия, в бензиновом ДВС от свечи зажигания), горение будет продолжаться некоторое время (7°…10° поворота KB) и за ВМТ. Момент воспламенения в бензиновом ДВС задается системой электроискрового зажигания, а в дизельном — моментом впрыска топлива. Когда поршень вновь перейдет через ВМТ, давление газов в цилиндре достигнет максимального значения (Ра = 50…60 атм), и снова начнется рабочий ход.