В 2000 году продажи минивэнов достигли 360 000 экземпляров. К 2010-му они снизились вдвое. Европейского потребителя большие однообъемники привлекают все меньше. Соответственно, многие марки этот сегмент покидают: в начале века было представлено больше трех десятков моделей. В будущем году их будет вдвое меньше. В лучше меньше, да лучше.
Если брать в расчет только модели, чьи перспективы годовых продаж превышают 15 000 автомобилей, то круг сузится: останутся Volkswagen Sharan и его «двойник» Seat Alhambra, Ford Galaxy, Ford S-Max и Renault Espace.
К концу 2015 года ожидается появление следующего поколения немецкого (и, соответственно, испанского) однообъемника, о котором пока практически ничего не известно. Зато о новом S-Max и новом Espace мы знаем все. И становится понятно: обе модели намерены выйти на первые роли, укрепить собственные позиции. Espace, конечно же, придется наверстывать упущенное: в 1999 году было продано 70 000 автомобилей, но к 2005-му продажи снизились до 50 000, а в 2009-м драматически упали до 8 000.
ПРЕДКИ
ПРОДАЖИ ESPACE начались в 1984 году. Всего продали 1 250 ООО экземпляров. Французский автомобиль положил начало категории однообъемников (если, конечно, не вспоминать о Voyager). Правда, как часто случается с новинками, утвердиться ему было непросто.
1984
- Угловатые формы, семь мест на трех рядах, длина 4,25 м (позже 4,36 м). Бензиновые двигатели мощностью 88 и 120 л.с, с 1988 года — полный привод. Всего произведено чуть больше 190 ООО экземпляров.
1991
- Колесная база не изменилась (2,58 м), но габаритная длина увеличилась до 4,43 м. Кроме того, Espace II предлагали с бензиновым V6 мощностью 153 л.с. и автоматом. Продажи составили 315 ООО экземпляров.
1996
- Две модификации по колесной базе (2,7 и 2,87 м), длина, соответственно, 4,52 и 4,79 м. Всего продано 365 200 экземпляров, рекордным стал 1999 год -71 200 автомобилей.
2002
- Espace IV выпускался в двух модификациях — стандартной (4,66 м) и удлиненной Grand Espace. Общий объем продаж -377 000 автомобилей.
Крутой поворот
Конечно, Renault не рассчитывает, что объемы продаж пятого поколения их однообъемника поднимутся до уровня тех золотых лет. «Сегодня, — говорит Жерар Пьен, заместитель директора программы, в рамках которой разрабатывался Espace, — наши ожидания по годовым объемам где-то в середине между лучшими и худшими результатами». Это означает порядка 30 ООО автомобилей, причем две трети объема должны дать корпоративные продажи.
Полностью переделать Espace инженеров Renault заставили изменившиеся вкусы покупателей. Монолитность первых поколений уступила место плавным линиям, характерным скорее для кроссоверов. Франсуа Лебон, автор внешнего облика французского однообъемника, говорит, что «для автомобиля с таким внушительным прошлым придумать новое будущее оказалось непросто». Тем более что правила игры были довольно жесткие: с одной стороны, новый стиль был задан Clio и Captur, с другой — его следовало переосмыслить с учетом принадлежности Espace к более высокому сегменту. Если прислушаться к руководителям французской компании, станет ясно, что они хотят видеть Espace на самом верху, а президент Renault Карлос Гон открытым текстом причисляет однообъемник к премиум-классу.
Что бы ни говорили, это действительно попытка побороться за топовые позиции, и в первую очередь на фронте тотального качества. Сохранив сегодняшнюю длину (4,85 м), новый Espace стал на 6 см ниже своего предшественника, и это притом, что дорожный просвет увеличился на А см. Но этим дело не ограничилось. Теперь и решетка, и фары однообъемника те же, что у всех последних моделей Renault. Задние фонари сделаны двумя «мазками», что пошло на пользу, ибо оформление задней части предыдущих версий, когда практичность безраздельно торжествовала над стилем, вызывало противоречивые эмоции.
С салоном все оказалось просто. По словам отвечавшего за его дизайн Стефана Майорэ, «было достаточно просто сделать новый интерьер вместо старого». Более того, как вспоминает Марк Пинель, руководитель l-Design Lab, в чьем ведении находилась разработка виртуальных интерфейсов, в отличие от обычной практики, когда пассажирское пространство проектируется по остаточному принципу и на остаточные средства, на сей раз этот аспект вывели на первый план.
В результате удалось создать высокотехнологичное пространство с широчайшими возможностями персонализации: полностью цифровой щиток меняется по желанию водителя, который вдобавок может выбирать цвета элементов, есть Head-Up Display, сиденья можно спрятать под пол одним нажатием кнопки, вертикальный 8,7-дюймовый дисплей позволяет управлять не только мультимедией R-Link 2, но и всеми функциями автомобиля.
Двигателей будет три, все объемом 1,6 л. Для самой недорогой модификации предусмотрели 130-сильный турбодизель в паре с шестиступенчатой МКП. Кроме него предложат 160-сильный Twin Turbo и 200-сильный бензиновый мотор в агрегате с шести — либо семиступенчатой КП с двумя сцеплениями. Выйти на новый уровень поможет и маркетинг: покупателям позволят брать Espace на длинные тест-драйвы.
Повторение пройденного
В отличие от Espace S-Max должен лишь удерживать позиции: с 2006 года продажи в Европе составили 400 ООО экземпляров. Клаудио Мессале, шеф-дизайнер экстерьеров Ford Europe, вспоминает: «Мы хотели, чтобы просторный салон однообъемника сочетался со спортивной внешностью и, самое главное, чтобы автомобиль доставлял удовольствие». Именно эти черты позволили S-Max привлечь часть клиентов, традиционно отдававших предпочтение «премиуму», но не нашедших в нем однообъемника. По утверждению того же Мессале, прямых конкурентов у S-Max на рынке так и не появилось. Нет их и среди кроссоверов, которые в последние годы буквально подкосили продажи однообъемников. Именно поэтому маркетологи Ford решили и дальше придерживаться «дорожной» стратегии, а на роль большого кроссовера предложили Edge. Еще одна смежная ниша — большого универсала — будет занята новым Mondeo SW. Так что S-Max останется в целом узнаваем, хотя в деталях, конечно же, изменится. Намного качественнее собран салон, предусмотрено 16 различных электронных помощников, будут современные двигатели и коробки. Впервые S-Max получит полный привод и автоматическую дверь багажника.
То есть однообъемник явно стремится вверх, но при этом его производитель все так же твердо придерживается собственной позиции, гарантирующей однозначную связь между качеством и ценой. «Наша политика не меняется, она всем известна, — говорит в заключение Мессале. Новое поколение всегда продается по старым ценам, и это дает нашим клиентам очевидные преимущества». S-Max не станет исключением. Наступать так наступать.