Правовой пробел
Вы помните, что ваше водительское удостоверение имеет срок действия, по истечении которого его надо менять? А вы пытались сделать это? После принятия новых правил выдачи прав это стало не так уж и просто…
В конце прошлого года вступили в силу новые Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, которые были утверждены российским правительством 24 октября постановлением №1097. Документ пришел на смену акту, принятому 15 лет назад. Однако первые месяцы работы нового порядка обнаружили ряд пробелов, которые оказались неурегулированными.
Скорее всего, они будут учтены при разработке административного регламента экзаменационной работы, который готовит МВД во исполнение правительственного поручения. Однако до этого момента подразделения ГИБДД руководствуются разъяснениями, данными Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения. Какие же вопросы остались неурегулированными?
Прежде всего с проблемами столкнулись уже состоявшиеся водители — те, кому необходимо заменить права. Их ожидал неприятный сюрприз: оказывается, по новому порядку поменять документ можно только по истечении срока его действия, то есть строго не раньше чем на следующий день после даты, указанной в соответствующей графе.
Прежний порядок не регламентировал, когда это можно сделать: права не возбранялось менять хоть каждый день. Теперь же, если водительское удостоверение меняется досрочно (например, если оно утеряно или пришло в негодность), то дубликат обязаны оформлять лишь на срок действия заменяемого документа, даже если до него осталось всего ничего.
Это откровенно неудобно, ведь если водитель по каким-либо причинам не сможет прийти поменять права строго на следующий день после окончания срока их действия, то он невольно становится нарушителем: по закону ездить с просроченными документами запрещено под угрозой штрафа в сумме 500 руб. и задержания транспортного средства с помещением его на штрафстоянку. Случается также, что человек уезжает в длительную заграничную командировку, а срок окончания прав выпадает как раз на период командировки. Чтобы не оказаться там с просроченным водительским удостоверением, он обращается в ГИБДД перед выездом за рубеж.
Чтобы сгладить возникшую на пустом месте проблему, в ГИБДД приняли решение разрешить замену водительского удостоверения не ранее чем за полгода до истечения срока его действия и выдавать новое, как и прежде, на 10 лет. В исключительных обстоятельствах типа описанного выше случая выезда за границу можно поменять документ и раньше, но для этого потребуется получить разрешение начальника экзаменационного подразделения. С собой лучше иметь документы, подтверждающие необходимость досрочной замены.
А как же соседи?
С проблемой столкнулись и владельцы удостоверений прежних образцов, выданных до 1 января 1992 г., в том числе в национальных республиках бывшего Союза ССР. Сейчас они уже не действуют, однако поменять на новое российское их можно без экзаменов. Правда, для этого придется подтвердить факт законной выдачи. Сделать это могут и в ГИБДД путем направления соответствующих запросов по месту выдачи старых документов.
Однако, если речь идет о союзных республиках, из-за коммуникационных сложностей на 100%-ный результат рассчитывать не приходится. Поэтому, если есть такая возможность, владельцу лучше запастись выпиской из реестра выдачи прав, подписанной руководителем выдавшего ее подразделения ГАИ (дорожной полиции), которую предъявить в ГИБДД одновременно с обмениваемым водительским удостоверением.
На двух колесах
Территориальным экзаменационным подразделениям Госавтоинспекции разъяснили также порядок приема экзамена на право управления мопедом (категория М) или легким мотоциклом с двигателем объемом до 125 «кубиков» (подкатегория А1). Для этого необходимо сдать экзамены, аналогичные тем, что принимаются на категорию А, но исключительно на двухколесном мопеде или мотоцикле. Трех- и четырехколесные мототранспортные средства, которые формально также могут подпадать под критерии М и А1, для этой цели не подходят.
Напомним также, что в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» право на управление мопедом имеют владельцы действующего водительского удостоверения любой категории или подкатегории, а на управление легким мотоциклом — владельцы прав категории А. Если при обращении по перечисленным вопросам нерадивые инспекторы будут чинить препятствия, напомните им номера разъяснений их руководства: 13/4-у-7999 от 10 декабря прошлого года и пошедшее вдогонку за ним письмо № 13/4-8236 от 18 декабря.
Категория с отметкой AT
Как известно, в России теперь разрешено сдавать экзамены и получать права на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Эта норма существовала в законодательстве и раньше, однако из-за отсутствия регламентации порядка получения водительского удостоверения фактически не применялась. Теперь же согласно разъяснениям руководства российской Госавтоинспекции все препятствия устранены. По результатам экзамена будут выданы права с отметкой AT напротив обозначения соответствующей категории или подкатегории на оборотной стороне. Садиться за руль машины с «механикой» такой документ не позволяет. Для снятия этого ограничения и получения права на управление транспортным средством с любым типом трансмиссии придется проходить переподготовку и по-новому сдавать экзамены.