Спешим на пожар: пожарные машины, виды пожарных авто

пожарные авто

Первый пожарный автомобиль появился в Москве в 1908 году. Его сделал литейно-механический завод Густава Листа, фасад и корпус которого до сих пор можно увидеть рядом с посольством Великобритании, прямо напротив Кремля через Москву-реку.
Линейка Листа — а линейкой машину прозвали потому, что вдоль кузова на длинных скамьях спина к спине в две линии сидели пожарные — отправилась служить в пожарное депо на Пречистенке.

Так они и служили на равных — лошади и машины — до конца 20-х годов XX века. Первым из ворот депо выезжал «на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой». Ночью он держал еще и факел. С тех пор сирена, световые сигналы и яркая окраска — обязательные атрибуты и моторизованных пожарных.


Две революции, грянувшие в один год, поставили крест на патриархально-доморощенном пожарном бытие. Каланчи, служившие в царские времена и полицейским участком, и тюрьмой, и вытрезвителем, прекратили свое существование, «расселились».
Полицейские участки разгромили еще в семнадцатом, а вот пожарные депо некоторое время не трогали. Тверской части, например, удалось дожить до своего 100-летия в 1923 году. Затем каланчу снесли, а на ее месте разбили парк с памятником Ленина (перед нынешним Моссоветом, за спиной памятника Юрию Долгорукому).

ЗИС-5 ЛГПОВ период с 1933-го по 1939 год формируется первое стандартное семейство пожарных автомобилей: автонасос-линейка ПМЗ-1 на ЗиС-11, автоцистерны ПМЗ-2 и ПМЗ-3 на ЗиС-5, электромеханическая авто лестница ПЭЛ-30 высотой тридцать метров на удлиненном шасси ЗиС-6.

На базе «полуторки» ГАЗ-АА в 1933 году появляется автонасос ПМГ-1. Было много и нестандартных конструкций вроде «Автодоровца » на шасси АМО-4, лестницы ЗиС-5 — ЛГПО. Лестницы оказались чересчур сложной конструкцией для советской России. В 20-е годы «сложные» лестницы и насосы закупались за границей— у германских заводов «Метц» и «Магирус». Поставки шли в рамках торгового обмена Германии и СССР до самого объявления войны.

Тридцатиметровую лестницу «Магирус» попытались скопировать в 1951 году, говорят — по приказу самого Берии, на Торжокском механическом заводе.

В 1975 году создали новую единую цветографическую схему спецмашин, на пожарной технике появились белые полосы и буквы. На дверях (теперь белых) красной краской стали писать номер пожарной части, а под ним — название города. На заднем торце кузова помещается краткое обозначение типа машины.

Среди разработок относительно недавнего времени можно вспомнить, например, автоцистерну АЦ-40 на шасси ЗиЛ-4331. Есть и переоборудованный ракетовоз. На его базе получилась отличная пожарная машина — мощная, вездеходная. Вот только не очень маневренная. Такая пожарная техника может пригодиться где-нибудь в тайге, а вот в городе ей тесновато…

Еще одна интересная разработка — бывший бронетранспортер ГАЗ-59097, оснащенный специальной ракетной установкой в 22 ствола. С ее помощью можно атаковать очаг пожара с расстояния в несколько сот метров. Говорят, такая техника хорошо себя зарекомендовала при тушении пожаров на нефтяных скважинах. Ракеты со специальной начинкой очень эффективно сбивают пламя.