ГАЗ — 233114 » ТИГР » полный обзор автомобиля

автомобиль тигр

Полноприводные автомобили появились на свет в значительной степени благодаря чаяниям людей военных. именно они более других заинтересованы в машинах, способных перемещаться не только по хорошим дорогам. лучшие по проходимости образцы и сейчас служат в армии, хотя, безусловно, и продукция гражданского назначения далеко шагнула вперед. Флагманом российской армии по части компактных внедорожников, то есть не грузовиков, надо признать автомобиль « тигр », или газ-2331xx. давайте познакомимся.

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что обыватель воспринимает « Тигр » как наш ответ «Хаммеру». На самом деле, как известно, это ответ не совсем наш — альтернативу известному американскому военному внедорожнику задумал создать король Иордании Абдула II.

История с размещением заказа в России хорошо известна. Действительно, что-то общее есть между Hummer Н1 и « Тигром », несмотря на существенные различия в облике и конструкции этих автомобилей. Видимо, родственные ассоциации возникают из-за неприкрытой агрессии во внешности машин, и тут, пожалуй, американский образец даже будет впереди — наверное, из-за своей хищной приземистости. Впрочем, это все ощущения субъективные. Если же рассуждать объективно, то наша машина более современная — ее разработка велась в начале 2000-х годов, в то время как первые Hummer появились заметно раньше.

ГАЗ-233114 "Тигр"

ОТ СЕЙФА ДО ЖЕСТЯНКИ

На снабжение « Тигры » приняты сравнительно недавно — в 2007 году. Найдем мы их и в подразделениях МО, и в структурах МВД. Машины, носящие разные цифровые индексы, имея единую суть, чуть разнятся по кузову. В частности, возможны варианты с открывающимися окнами, как в нашем случае, но есть глухие корпуса, в бортах которых предусмотрены лишь бойницы. Важнее отличия по классу бронирования.

Подавляющее большинство « Тигров » оснащается тяжеленными бронированными кузовами, и степень защиты экипажа может быть разной в зависимости от конкретного назначения машины. Но поскольку все в наше время продается, ведь все кругом хотят заработать, то существуют варианты и небронированные, так сказать, для гражданского применения. Они выпускаются в единичных экземплярах по эксклюзивным заказам. Приобрести такую машину может далеко не каждый любитель прохватить по бездорожью — цена начинается примерно от $100 000. Впрочем, некоторые наши современники, чьи имена на слуху, такие машины в своем автопарке имеют. Но сосредоточимся на технической стороне вопроса.

ВНУТРЕННИЙ МИР

На центральном полигоне 21 НИМИ МО в Бронницах меня ждал  ГАЗ  233114 , или « Тигр-М ». В данной модификации внедорожник выступает в роли АМН — автомобиля многоцелевого назначения, т.е. он предназначен для перевозки личного состава и грузов по дорогам и местности как в мирное время, так и в условиях ведения активных боевых действий. Помимо водителя в кузове машины помещается 8 человек: один на переднем правом сиденье и семь — на отдельных сиденьях, установленных вдоль бортов. Вдоль, но не вплотную, как я отметил, значительное пространство съедается задними колесными нишами. Мне подсказывают, что в машинах, предназначенных под монтаж различного оборудования, место используется более рационально. В нашем же варианте у бортов я обнаружил крепления, назначение коих определить нетрудно — в них фиксируются АКМ.

ГАЗ-233114 "Тигр"

Водитель-механик и командир разделены широченной перегородкой-тоннелем. Короб сильно выступает и назад, опять-таки съедая полезное пространство. Два торчащих из него рычага не оставляют сомнений — под кожухом скрываются механическая коробка передач и раздатка. Первая — пятиступенчатая, вторая — двух-, оба агрегата — отечественной разработки, специально для «Тигра». На машинах ранних годов выпуска применялись импортные агрегаты. Полный привод тут постоянный, но межосевой дифференциал можно принудительно заблокировать. Никакой рычаг для этого дергать не требуется — управление пневмоэлектрическое: нажал соответствующую кнопочку на передней панели — и готово. Прямо какой-то непривычный для военной техники комфорт, впрочем, время идет вперед.

Передняя панель, кстати, впечатляет: никакого пластика — всюду металл! Мне подсказывают, что, во-первых, раньше был пластик — для армейского автомобиля не лучший вариант, а во-вторых, панель-трехсекционная, а не сплошная, от борта до борта. Это существенно повысило ремонтопригодность. Теперь при неисправности, например, в проводке не надо демонтировать всю панель, достаточно снять одну секцию. Все на винтах — может, не слишком эстетично, зато надежно.

ГАЗ-233114 "Тигр"

Рослому командиру я бы не позавидовал -даже мне сидеть справа показалось не слишком удобным. Колени упираются в Торпедо, ноги не вытянешь — заметно теснее, чем в обычном автомобиле. Конечно, никакого бардачка нет, хотя, по аналогии с гражданскими машинами, глаз его тут ищет. Есть только лампа командирской подсветки, а руки невольно хватаются за широкий поручень. Слева — на тоннеле и на передней панели, перед толстым полустойким лобовым стеклом — мощные стальные пластины для крепления спецоборудования.

Однако описание интерьера надо было начать с процесса проникновения в салон. Утопленные в нишах металлические ручки дверей, представляющие собой толстые изогнутые стальные полосы, надо со всей силы тянуть вниз — тогда замки откроются. На удивление массивная и толстая дверь открывается и закрывается легко, хлопать что есть мочи нет никакой необходимости. Если вокруг рвутся мины, то можно закупориться в чреве «Тигра», вдвинув ригели замков в пазы на верхних кромках дверных проемов, как в сейфе. Для полноты ощущений можно еще опустить светомаскировочные пологи на окнах. А вот закрыть дверь одной рукой не так-то просто: как только ее распахнешь полностью, выскакивает металлическая защелка и упирается в стойку. Эта простейшая конструкция будет понадежнее любых дверных упоров, применяемых на обычных автомобилях! Но приходится каждый раз второй рукой отводить защелку, закрывая дверь, — с непривычки это неудобно.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Подавляющее большинство «Тигров» изготавливается именно с таким типом кузовов — с тремя дверями. Третья, большая двойная распашная дверь для высадки/посадки экипажа, находится сзади. Кстати, бронированные корпуса поставляют на Арзамасский машиностроительный завод, выпускающий «Тигров», из Выксы, с завода, который так и называется — «Завод корпусов». На правой створке двери висит полноразмерная запаска, как мы пишем в наших отчетах об обычных внедорожниках. Колесико с покрышкой КИ-115АМ размерностью 12.00 R18 (такие же, например, мы найдем на ГАЗ-33081 «Садко») весит немало, поэтому предусмотрена ручная лебедка для его снятия и установки. «А дверь не провиснет?» — предвижу вопрос въедливого читателя. Мы не совсем точны: запаска крепится не непосредственно на дверь, а на калитку, сваренную из мощной трубы. И петли калитки находятся на закраине кузова, а чтобы эта сложно-сочлененная конструкция работала, калитка опирается на дверь через ролик. Продвинутые джиперы наверняка знакомы с таким типом калиток, это высокотехнологичный тюнинг, а тут же это заводская конструкция.

ГАЗ-233114 "Тигр"

Чтобы завершить тему колес, отметим, что, по словам военных, это единственный элемент конструкции «Тигра», который нуждается в модернизации. Шины — ахиллесова пята колесной техники наших вооруженных сил, и это признают все заинтересованные стороны. Практически вся техника ездит на обычных гражданских шинах, которые в современных условиях не удовлетворяют военных ни по индексам допустимой нагрузки, ни по надежности в тяжелых дорожных условиях. Дело доходит до использования импортных образцов на опытных экземплярах ВАТ, что не отвечает основному принципу: отечественной военной технике — отечественные комплектующие. В частности, нынешние колеса «Тигра» ограничивают использование внедорожника под монтаж оборудования по условиям грузоподъемности. Кроме того, они не пулестойкие, не имеют противоминной вставки. В условиях ведения боевых действий «Тигр» может потерять подвижность только из-за колес, а ведь бронированная машина, способная защитить свой экипаж, должна уметь покинуть поле боя своим ходом. Конечно, есть система централизованной подкачки колес, но при значительных повреждениях шин, когда пробито несколько колес, она бессильна. Вопрос специальных колес, отвечающих назначению машины, сейчас активно прорабатывается, и есть надежда, что уже в течение этого года «Тигр» получит новые колеса.

СЕРДЦЕ «ТИГРА»

Хотя кузов тут очень прочный, он не несущий -настоящий внедорожник должен быть рамным. Подвеска всех колес независимая, на поперечных рычагах, торсионная, что вкупе с бортовыми редукторами обеспечивает машине внушительный дорожный просвет в 400 мм. Заглянув под автомобиль, увидел, что ниже рамы никакие элементы не выступают — угол рампы тут отличный. Передний и задние свесы тоже минимальны.

Прошу водителя открыть капот. Он очень тяжелый, поскольку также изготовлен из бронелиста, но четыре газовых амортизатора по бокам неплохо компенсируют большой вес. Впрочем, это мелочи. Что впечатляет, так это двигатель. Дизель ЯМ3-5347-10 возвышается над срезом моторного отсека, словно какой-то исполин. Кстати, продукция ярославского «Автодизеля» появилась под капотом «Тигра» сравнительно недавно, ранее применялись дизели Cummins. Рядом — огромная аккумуляторная батарея на 100 А-ч. Кожух воздушного фильтра, находящегося с другой стороны, соединен со шноркелем, и при ближайшем рассмотрении все соединения воздушного тракта выглядят очень добротными. Согласно ТТХ машина способна брать броды глубиной до 1,2 метра, но думается, что она безболезненно перенесет и более серьезные заплывы. Говорят, что и вода в салон особо не поступает, настолько хорошо все подогнано, плотно прилегают двери. Вообще, водозащищенность «Тигра» существенно лучше, чем у большинства наших АМН, делящих платформы с гражданскими образцами.

ЗА НИМ НЕ УГНАТЬСЯ!

Но нырять мы не будем — как-нибудь в другой раз. Просто прокатимся, чтобы получить представление о машине. Конечно, грунт подмерз, сильной грязи, что приходилось наблюдать тут во время моих прежних визитов на полигон, нет. Но все равно возможности «Тигра» впечатляют: водитель направляет внедорожник в крутые подъемы, спускается с них, с ходу штурмует капониры, ломает лед на луже — автомобиль проваливается в жидкую грязь по бампер, но уверенно выбирается из засады. Кстати, помимо межосевого дифференциала тут можно принудительно заблокировать и межколесные «дифы», опять-таки при помощи электропневматического привода.

Прошусь за руль. Никакая «Тойота», «Ниссан» премиум-класса, стоящие примерно столько же, сколько гражданский «Тигр», не поедут так по пересеченной местности! Торсионная подвеска, выполненная по аналогии с той, что на БТР, творит чудеса. По разбитой тяжелой техникой грунтовке, по колеям мы летели во весь опор, практически не чувствуя, какой кошмар творится под колесами. Кстати, на современных «Тиграх» стоит по два амортизатора в задней подвеске (раньше было по одному), так что энергоемкость подвески увеличена. Рулевое управление тоже понравилось: гидроусилитель трудится на славу, но и обратная связь присутствует. Мне и секунды не потребовалось на привыкание к автомобилю. При такой внешней суровости «Тигр» оказался очень дружелюбным и к водителю, и к экипажу. Признаться, в случае с отечественной военной техникой это, пожалуй, для меня первая возможность приятно удивиться. Обычно поражают проходимость, надежность конструкции, но не ее приспособленность к человеку, а тут — полная гармония облика и содержания.