БТР-70: полное описание, фото

БТР 70

Один из первых бронеавтомобилей появился после окончания русско-японской войны 1904—1905 гг. Его создатель, подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. А. Накашидзе, переоборудовал для этой цели свой автомобиль, установив броню и башню с пулеметом. В период империалистической войны 1914—1918 гг. и спустя почти два десятилетия на испытательные полигоны стран, производящих боевую технику, выходили самые различные образцы колесных бронированных автомобилей.

И все же к середине второй мировой войны производство бронеавтомобилей резко сократилось, а на вооружение подвижных родов войск стали поступать новые машины — бронетранспортеры.

Высокоманевренный характер боевых действий, широкое применение танков в войне показали огромную роль взаимодействия их с пехотой. Но стрелковые подразделения часто несли большие потери от огня противника еще на подходе к рубежу атаки. Необходимо было специальное средство транспортировки на поле боя, которое позволяло бы наступать вслед за танками в готовности немедленно использовать их успех и одновременно обеспечивало для личного состава подразделений защиту от огневых средств противника.

Низкая проходимость и уязвимость от огня даже стрелкового оружия исключали применение для этих целей автомобилей «коммерческого» типа. Броневики же оказались маловместимыми. Одной из самых массовых бронемашин на поле боя стал бронетранспортер (БТР), приспособленный для перевозки как минимум отделения пехоты, укрытой за его броней от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. Автоматическое стрелковое оружие, а иногда даже 20—30-миллиметровые пушки позволяли им успешно бороться с однотипными машинами, живой силой противника и обстреливать низколетящие самолеты.

В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР—40 и БТР — 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ—63 и ЗИС—151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.

Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение вначале БТР—60П, а затем его модификаций БТР—60ПА, БТР—60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.
БТР—70 — одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).

Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР—70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса — между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР—60ПБ — 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.

Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.

БТР—70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.
Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.

БТР—70:

1 — щиток приборов родителя;
2 — радиостанция;
3 — краны управления гидросистемами;
4 — боеукладки пулеметов;
5 — механизмы наводки вооружения:
6 — аккумуляторная батарея;
7 — силовая установка;
8 — радиаторы системы охлаждения;
9 — вентилятор;
10 — топливный бак;
11 — заслонка водометного движителя;
12 — рабочее колесо водомета;
13 -— генератор;
14 — механизм стояночного тормоза;
15 — раздаточные коробки;
16 — гидравлические амортизаторы ходовой части.

Из истории БТР: